На главную

Правовые основы валютного контроля


Правовые основы валютного контроля

ВВЕДЕНИЕ

Либерализация внешнеэкономической деятельности и предоставление права

выхода на внешний рынок практически любому хозяйствующему субъекту, включая

физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без

образования юридического лица, привели к возникновению новой для российской

экономики и законодательства проблемы массовой утечки из России за рубеж

валютных средств. Суммы, размещенные на зарубежных счетах российских

физических и юридических лиц, исчисляются миллионами долларов. Отмечая

масштабность этих процессов, эксперты указывают, что в случае возврата в

Россию ее валютных ресурсов страна смогла бы не только решить проблему

выплаты внешней задолженности, но и отказаться от финансовой помощи других

государств и международных организаций. Таким образом, сформировалась

система утечки финансовых ресурсов из России, в основе которой лежит

незаконная реализация российскими предпринимателями прав на осуществление

внешнеэкономической деятельности (злоупотребление данным правом). Причины

существования этой системы - непривлекательность инвестиционного климата

России не только для иностранных, но и для собственных предпринимателей.

Острота проблемы незаконного вывоза российского капитала побудила

Президента и Правительство Российской Федерации принять меры, направленные

на обеспечение поступления в страну экспортной валютной выручки и

упорядочивающие вывоз валюты из страны за рубеж (система валютного

регулирования, важнейшим направлением которого является валютный контроль).

Фундамент нормативной базы валютного регулирования образовали Закон РФ

"О валютном регулировании и валютном контроле"[1], а также принятые в его

развитие многочисленные подзаконные акты. В 1992-1995 годах в основном было

завершено строительство системы органов и агентов валютного регулирования и

валютного контроля: образованы Федеральная служба России по валютному и

экспортному контролю и ее территориальные органы - 12 региональных центров

и 3 отделения.

Однако более чем трехлетняя деятельность по применению законодательства

о валютном регулировании и валютном (экспортном и импортном) контроле

свидетельствует о том, что тенденция утечки капитала из страны пока не

преодолена. Главная причина этого, на мой взгляд, коренится в негодности

методов и средств, применяемых государством для решения данной проблемы.

Гражданско-правовая природа отношений, которые используются для переброса

валюты за рубеж, отторгает неадекватные ей методы регулирования, имеющие

главным образом административный характер.

Существуют и иные многочисленные способы нелегального или

полулегального оставления российских валютных ресурсов за рубежом

(занижение контрактных цен; применение в противоправных целях особенностей

международных валютных расчетов; использование оффшорного бизнеса в

качестве легального канала утечки капитала и "отмывания" "грязных денег" и

др.). Эти примеры - наглядная иллюстрация бессилия административных методов

решения проблем, имеющих гражданско-правовой характер. Результатом такого

рассогласования является тот факт, что законодательство о валютном

регулировании несовершенно и не работает на те цели, ради которых оно

создавалось. Более того, ужесточение законодательства о валютном контроле в

качестве обратной реакции предпринимателей обусловило поиск ими новых

каналов и способов утечки валюты за рубеж: изменение методов валютного

регулирования влечет совершенствование способов противодействия ему.

Однако, так или иначе на настоящий момент сложилась система валютного

регулирования и валютного контроля Российской Федерации, составляющая

неотъемлемую часть финансовой системы страны. Существует понятие

законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, система

контролирующих органов и определены санкции за нарушения в сфере валютного

регулирования и контроля.

В настоящей работе представляется интересным рассмотреть правовые

основы валютного регулирования и контроля, в том числе основные понятия,

систему контролирующих органов, а так же виды санкций, как один из способов

регулирования.

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Валюта Российской Федерации:

а) находящиеся в обращении, а так же изъятые или изымаемые из

обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов, банкнот

Центрального банка Российской Федерации и монеты;

б) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в

Российской Федерации;

в) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за

пределами Российской Федерации на основании соглашения, заключаемого

Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской

Федерации с соответствующими органами иностранного государства об

использовании на территории данного государства валюты Российской Федерации

в качестве законного платежного средства.

Иностранная валюта

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты,

находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в

соответствующем иностранном государстве или группе государств, а так же

изъятые или изымаемые из обращения но подлежащие обмену денежные знаки;

б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и

международных денежных или расчетных единицах.

Валютные ценности

а) иностранная валюта;

б) ценные бумаги в иностранной валюте;

в) драгоценные металлы;

г) природные драгоценные камни.

Валютные операции

Понятие валютных операций дано в п. п. 7-10 ст. 1 Закона о валютном

регулировании. К валютным операциям законодатель отнес: операции, связанные

с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том

числе использование в качестве средства платежа иностранной валюты и

платежных документов в иностранной валюте; ввоз и пересылку в Российскую

Федерацию и из нее валютных ценностей; осуществление международных денежных

переводов. Таким образом, предварительная оплата по внешнеторговому

контракту однозначно должна квалифицироваться как валютная операция,

связанная с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты.

Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте

подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные

с движением капитала.

К текущим валютным операциям относятся:

- переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной

валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и

импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов,

связанных с кредитованием экспортно - импортных операций на срок не более

180 дней;

- получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180

дней;

- переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов,

дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим

операциям, связанным с движением капитала;

- переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской

Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов,

наследства, и также другие аналогичные операции.

Валютными операциями, связанными с движением капитала, являются:

- прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с

целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении

предприятием;

- портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;

- переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное

имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны

его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на

недвижимость;

- предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по

экспорту и импорту товаров, работ и услуг;

- предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180

дней;

- все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными

операциями.

Практическое значение деления валютных операций на два указанных вида

состоит в том, что текущие валютные операции осуществляются резидентами без

ограничений, то есть в безлицензионном порядке, а вывоз из страны капитала

требует предварительного получения экспортером такой лицензии (ст. 6 Закона

о валютном регулировании). Данной статье корреспондирует ч. 3 п. 1 ст. 49

ГК РФ, согласно которой отдельными видами деятельности, перечень которых

установлен законом, юридическое лицо вправе заниматься только на основании

специального разрешения (лицензии).

Применительно к осуществлению капитальных валютных операций обязанность

по их лицензированию устанавливают "Основные положения о регулировании

валютных операций на территории СССР", утвержденные Госбанком СССР 24 мая

1991 года, с последующими изменениями, внесенными в 1991-1994 годах[2],

действие которых пролонгировано на территории России телеграммой ЦБ России

от 19 мая 1993 года No. 83-93[3]. "Основные положения о регулировании

валютных операций на территории СССР" применяются с учетом правил,

содержащихся в Положении об изменении порядка проведения в Российской

Федерации некоторых видов валютных операций, утвержденном приказом

Центрального банка РФ 24 апреля 1996 года No. 02-94.[4] Положение уточняет

некоторые виды валютных операций, осуществление которых возможно без

разрешения ЦБ России.

Оно фактически исключило из числа капитальных некоторые виды операций с

валютой.

Действующий порядок лицензирования капитальных валютных операций

российских резидентов заключается в следующем. На вывоз капитала всякий раз

необходимо получать в Главном управлении валютного регулирования и

валютного контроля Банка России разрешение (лицензию), представив

заверенные копии учредительных документов, технико-экономическое

обоснование, справки из обслуживающего банка, копии аудиторского

заключения. Средний срок получения каждой лицензии - до двух месяцев. При

этом порядок обжалования отказа в выдаче лицензии действующим

законодательством не урегулирован. По понятным причинам обязанность

получения разовых разрешений на вывоз капитала является дополнительным

обременением для хозяйствующих субъектов.

2. ВИДЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

Перечислим основные направления валютного регулирования и валютного

контроля:

1. Таможенно-банковский контроль за поступлением валютной выручки от

экспортных операций:

Первой задачей, поставленной правительством РФ перед Центральным Банком

России (ЦБ РФ) и ГТК России в 1993 году , было обеспечение возврата

валютной выручки по экспортным операциям. Правовой поддержкой этого

мероприятия было утверждение 12.10.1993 г. совместной инструкции ЦБ РФ № 19

и ГТК России № 01-20-10283 «О порядке осуществления валютного контроля за

поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров» (

далее Инструкция). В инструкции установлен порядок осуществления и механизм

реализации валютного контроля за поступлением валютных средств на счета

предприятий, организаций-резидентов, осуществляющих экспорт товаров, на

основе организации обмена информацией между таможенными органами и

уполномоченными банками.

В совместном письме ЦБ РФ № 73 и ГТК РФ № 01-20/746 от 21.01.1994 «О

некоторых вопросах организации валютного контроля и применения инструкции»

уточнена сфера применения инструкции. Действие последней распространяется

на все сделки, предусматривающие вывоз товаров с таможенной территории РФ в

таможенном режиме экспорта, по которым:

- расчеты между резидентами РФ и нерезидентами осуществляются в

валютах иных чем валюта Российкой Федерации;

- хотя бы часть требований российского экспортера к иностранному

покупателю будет удовлетворена платежами в иностранной валюте, т.е

контроль предусматривает компенсацию экспортируемого товара частично

платежом в иностранной валюте и частично встречными поставками

товаров либо платежами в рублях;

В инструкции определен перечень учетной документации, с помощью которой

обеспечивается контроль как за прохождением товаров через таможенную

границу, так и за поступлением валютной выручки на счета экспортера.

В перечень обязательных документов входит:

- паспорт сделки (ПС) – базовый документ валютного контроля,

оформляемый экспортером в уполномоченном банке, по стандартизованной

форме;

- учетная карточка (УК) – возвратный документ, составляемый

таможенными органами на основании ГТД и направляемый ими для

контроля в уполномоченные банки;

- реестр – документ, объединяющий УК и включающий информацию об

отгрузках товаров на экспорт, ожидаемых сроках и суммах поступления

выручки;

- досье – специальная подборка документов по контролю за поступлением

валютной выручки от экспорта товаров.

2. Валютный контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте

по импортным товарам.

Необходимость введения таможенно-банковского контроля за импортными

операциями была вызвана широким применением отечественными импортерами при

расчетах – предоплаты, завышением импортных цен по сравнению с мировыми и

т.п., что привело к значительным переводам валютных средств за рубеж, не

подтвержденных поставками товаров.

Методическое и техническое решение задачи организации валютного

контроля при импорте товаров базировалось на опыте, приобретенном

таможенными органами и уполномоченными банками при осуществлении контроля

за поступлением валютной выручки от экспорта.

Правовой основой для создания эффективной системы валютного контроля по

импортным операциям явилось создание совместной инструкции ЦБ РФ №30 и ГТК

России № 01-20/10538 от 26.07.95 «О порядке осуществления валютного

контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые

товары», далее инструкция. Действие инструкции распространяется на все

сделки, предусматривающие ввоз товаров на таможенную территорию РФ в

таможенных режимах «выпуск для свободного обращения» и «реимпорт» по

которым:

- расчеты осуществляются в валютах иных, чем валюта РФ;

- контракт предусматривает передачу российским резидентом компенсации

за поставленных товар хотя бы частично в виде денежных средств в

иностранной валюте;

Инструкция жестко предписывает в обязанности отечественным предприятиям

и организациям-импортерам в обеспечение ввоза в Россию товара,

эквивалентного по стоимости уплаченными за него средствами в иностранной

валюте, а в случаях непоставки товара должны добиться возврата этих средств

в установленные контрактом сроки.

Указом Президента Российской Федерации от 21.11.93 № 1163 «О

первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в РФ»

предписано: в случаях, когда импортеры-резиденты не обеспечили или не

полностью обеспечили ввоз уже оплаченного товара или не добились возврата

средств в иностранной валюте в установленные контрактом сроки, то они

должны нести ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной

сумме иностранной валюты, ранее произведенной в оплату товаров.

В Постановлении Правительства России от 26 февраля 1996 года №206 «О

мерах по усилению и развитию валютного контроля в Российской Федерации»

указано импортерам-резидентам, что в случаях, когда они по объективным

причинам не могут обеспечить возврат денежных средств в иностранной валюте,

переведенных из России за границу в целях приобретения товаров, что

подтверждается соответствующими документами, представляемыми указанными

импортерами-резидентами, рассмотрение этих документов осуществляет МВЭС РФ.

3. Осуществление валютного контроля при бартерных оперециях

Следующим шагом в деле создания эффективной системы валютного

регулирования и контроля ВЭД в России стало принятие в 1996 г. ряда

законодательных и нормативных документов, устанавливающих действенный

контроль за бартерными сделками. Необходимость в принятие мер по

упорядочению бартерный операций диктовалась стремлением сократить

неоправданно высокий их удельный вес во внешнеторговом обороте страны,

приносящий большие косвенные валютные потери, особенно из-за

неэквивалентного обмена и несбалансированности экспорта и импорта бартерных

товаров.

Правовой основой создания эффективной системы валютного контроля за

бартерными операциями явились Указ Президента России от 18.07.96 № 1209 «О

государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» и

постановление Правительства России от 31.10.96 № 1300 «О мерах по

государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок»

Во исполнение Указа Президента РФ и постановления Правительства РФ по

регулированию внешнеторговых бартерных сделок 03.12.96 Минфином РФ (№01-

14/197)МВЭС РФ (№10-83/3225) и ГТК РФ (№01-23/2197) введен в действие

«Порядок оформления, учета паспортов бартерных сделок».

Под внешнеторговыми бартерными сделками понимаются совершаемые при

осуществлении внешнеторговой деятельности сделки, предусматривающие обмен

эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами

интеллектуальной деятельности.

Российские лица, заключившие бартерную сделку, обязаны в сроки,

установленные законодательством для исполнения текущих валютных операций,

обеспечить ввоз в Российскую Федерацию эквивалентных по стоимости товаров,

работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, подтвердив это

соответствующими документами.

Экспорт товаров, работ , услуг, результатов интеллектуальной

деятельности производится только после оформления паспорта бартерной сделки

(ПСб), который является основным документом контроля и учета бартерных

операций. Оформление и переоформление ПСб осуществляет МВЭС РФ или его

региональные отделения(представительства).

4. Осуществление валютного контроля в неторговом обороте.

Таможенные органы осущствляют валютный контроль в неторговом обороте с

целью обеспечения соблюдения норм и правил, регулирующих перемещение через

границу Российской Федерации юридическими и физическими лицами иностранной

валюты, ценных бумаг в валюте РФ, драгоценных металлов и камней.

При перемещении иностранной валюты физические лица могут ввозить

иностранную валюту без ограничений, при условии заполнения таможенной

декларации.

Вывоз из РФ наличной иностранной валюты физическими лицами в размере до

500 долларов США осуществляется без ограничений при условии письменного или

устного декларирования ее наличия таможенным органам.

При вывозе из РФ наличной иностранной валюты физическими лицами в сумме

свыше эквивалента 500 долларов США в таможенный орган представляется

справка по форме № 0406007, в противном случае валюта может быть сдана на

хранение в таможенный орган и получена при въезде в РФ.

Перемещение валюты РФ через таможенную границу РФ осуществляется в

соответствии с «Положением о порядке вывоза и пересылки из РФ и ввоза и

пересылки в РФ валюты РФ, принятым в совместной редакции ЦБ РФ, Минфина и

ГТК РФ от 06.09.96 и письмом ЦБ РФ от 19.09.96 «О нормах вывоза и ввоза

наличной валюты РФ физическими лицами.

Вывоз из РФ валюты России физическими лицами разрешен в пределах суммы,

не превышающей 500 МРОТ.

Ввоз российской валюты на территорию РФ разрешен свыше 500 МРОТ при

подтверждении документами источников образования этих сумм, заверенной

консульской службой МИД РФ.

Вывоз из РФ памятных монет из драгоценных металлов, находящихся в

обращении и являющихся законным платежным средством в РФ, физическими

лицами разрешается в количестве не более 10 штук на одно лицо и на одну

поездку без обязательства об обратном ввозе. В иных случаях вывоз и

пересылка из РФ таких монет запрещается за исключением вывоза на основании

спец.разрешения ЦБ РФ. (Письмо ГТК РФ от 08.04.94 №01-13/3784 «Опорядке

ввоза в РФ и вывоза из РФ памятных монет из недрагоценных и драгоценных

металов.

3. СИСТЕМА ОРГАНОВ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

В соответствии с законодательством Российской Федерации валютный

контроль осуществляется органами валютного контроля.

К органам валютного контроля относятся Правительство Российской

Федерации, Центральный банк России, ГТК России и Федеральная служба по

валютному и экспортному контролю. Правительство России руководит

подотчетными ему органами валютного контроля: ГТК России, Федеральной

службой по валютному и экспортному контролю.

Агентами валютного контроля в России являются подотчетные

соответствующим органам валютного контроля организации осуществляющие свои

функции в соответствии с законодательством.

Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля,

подотчетными Центральному Банку России.

Таким образом, организационная структура системы валютного контроля

может быть представлена в виде следующей схемы:

Правительство России Центральный банк России

Агенты валютного контроля

Рис.1 Организационная структура схемы валютного контроля

Исключительно важное место среди субъектов валютного контроля занимают

таможенные органы.

Функции и полномочия таможенных органов в области валютного контроля

определены Таможенным Кодексом РФ (ст.199).

В компетенцию таможенных органов входит:

- контроль за перемещением лицами через таможенную границу валюты РФ и

ценных бумаг в валюте РФ;

- контроль за перемещением лицами через таможенную границу валютных

ценностей;

- контроль за валютными операциями, связанными с перемещениями через

таможенную границу товаров и транспортных средств.

4. САНКЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

Федеральным законом Российской Федерации от 1 июля 1994 г. Уголовный

кодекс РСФСР был дополнен новыми статьями, предусматривающими

ответственность за преступные нарушения валютного законодательства - это

ст. 162-7 (незаконные сделки с валютными ценностями) и ст. 162-8 (сокрытие

средств в иностранной валюте).

В ст. 162-7 УК уголовно наказуемым признается совершение незаконных

сделок с валютными ценностями путем их купли-продажи, обмена, использования

в качестве средства платежа, а равно незаконное хранение, перевозка или

пересылка драгоценных камней или драгоценных металлов в любом виде и

состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий.

Предметом преступления являются валютные ценности, к которым согласно

п. 4 ст. 1 Закона РФ от 9.10.92 "О валютном регулировании и валютном

контроле" (далее Закон от 9.10.92) относятся: иностранная валюта; ценные

бумаги в иностранной валюте (чеки, векселя, аккредитивы и др.), фондовые

ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в

иностранной валюте; драгоценные металлы (золото, серебро, платина,

палладий, иридий, родий, рутений, осмий) в любом виде и состоянии, за

исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий;

природные драгоценные камни (алмазы, рубины, изумруды, сапфиры,

александриты) в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением

ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий. Указанный

перечень является исчерпывающим.

Под сделками с валютными ценностями в этом случае следует понимать

операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на них, в

том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа

иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, а также их

ввоз, вывоз и пересылка через границу Российской Федерации.

В настоящее время порядок совершения валютных операций, помимо Закона

от 9.10.92, определяется: действующими с изъятиями на территории России

Основными положениями о регулировании валютных операций на территории СССР,

утвержденными письмом Госбанка СССР от 24.05.91 No. 352; Инструкцией ЦБР от

20.01.93 No. 11 "О порядке реализации гражданами товаров (работ, услуг) за

иностранную валюту на территории Российской Федерации" (с изменениями и

дополнениями); Положением о совершении сделок с драгоценными металлами на

территории Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства

РФ от 30.06.94 No. 756 и другими актами.

Осуществление валютных операций с нарушением установленных правил

является незаконным. Преступление считается оконченным с момента совершения

незаконной сделки.

Субъектами преступления, предусмотренного ст. 162-7 УК, могут являться

как частные лица, достигшие 16-летнего возраста, так и руководители

предприятий, должностные лица.

Данный состав преступления характеризуется наличием прямого умысла.

К квалифицирующим признакам относится повторность совершения незаконных

сделок с валютными ценностями, совершение их по предварительному сговору

группой лиц или должностным лицом с использованием служебного положения, а

также в крупном размере. Под крупным размером, согласно примечанию к

статье, понимается сумма сделки, в 50 раз превышающая минимальный размер

оплаты труда, установленный законодательством.

Статья 162-8 УК предусматривает наказание за сокрытие в крупных

размерах руководителями предприятий, учреждений, организаций (независимо от

формы собственности) средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному

перечислению на счета в уполномоченных банках Российской Федерации.

В данном случае необходимо учитывать, что к иностранной валюте

относятся не только денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов,

монет, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством в

соответствующем иностранном государстве или группе государств, но и изъятые

или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки, а также

средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и

международных денежных или расчетных единицах.

Согласно ст. 5 Закона от 9.10.92 предприятия, созданные в соответствии

с законодательством Российской Федерации, обязаны полученную ими

иностранную валюту зачислять на свои счета в уполномоченных банках.

Уполномоченными являются банки, имеющие лицензию Центрального Банка России.

Открытие предприятиями счетов в иностранной валюте в банках за пределами

России также допускается только с разрешения главного банка страны.

Таким образом, под сокрытием средств в иностранной валюте следует

понимать незачисление иностранной валюты на счета в уполномоченных банках,

а также несанкционированное зачисление ее в банки, находящиеся за пределами

России. Например, преступлением является невозврат валютной выручки от

экспорта товаров, совершенной в нарушение положений Инструкции ЦБ РФ от

12.10.93 No. 19 и ГТК РФ No. 01-20/10283 "О порядке осуществления валютного

контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от

экспорта товаров".

Субъект преступления - специальный, то есть им может являться только

руководитель предприятий, распоряжающийся валютными средствами.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 162-8 УК,

предполагает наличие только прямого умысла. Иными словами, руководитель

предприятия понимает, что средства в иностранной валюте подлежат

обязательному зачислению на соответствующие счета, однако не делает этого,

желая их скрыть.

К квалифицирующим признакам относится размер сокрытых валютных средств.

Так, крупным признается сокрытие иностранной валюты на сумму, превышающую

50 тыс. долларов США, а особо крупным - 250 тыс. долларов США.

По части 2 этой статьи наказываются действия, совершенные повторно,

либо группой лиц, в особо крупных размерах.

Как упоминалось выше валютные операции подразделяются на текущие и

связанные с движением капитала. Последние требуют получение лицензий ЦБ РФ.

Юридические последствия несоблюдения правил о лицензировании валютных

операций двойственны.

Общегражданско-правовые последствия закреплены в Гражданском кодексе

РФ. В соответствии со ст. 173 ГК сделка, совершенная юридическим лицом, не

имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, может быть

признана судом недействительной по иску государственного органа,

осуществляющего контроль (в данном случае - валютный) за деятельностью

этого юридического лица.

Специальная норма о нарушении правила о лицензионном порядке совершения

капитальных валютных операций имеется в Законе о валютном регулировании, в

соответствии с п. 1 ст. 14 которого нерезиденты и резиденты, включая

уполномоченные банки, за нарушение лицензионного порядка совершения

валютных операций несут ответственность в виде:

а) взыскания в доход государства всего полученного по недействительным

сделкам;

б) взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по

сделке, а в результате незаконных действий.

Помимо этого субъекты, на которых распространяется валютный контроль,

за отсутствие учета валютных операций, ведение учета валютных операций с

нарушением установленного порядка, непредставление или несвоевременное

представление органам и агентам валютного контроля документов и информации

в соответствии с п. 2 ст. 13 Закона о валютном регулировании несут

ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена,

была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация

не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к

ответственности в случаях, предусмотренных настоящим пунктом,

устанавливается Центральным банком РФ в соответствии с законами Российской

Федерации.

Основной санкцией за нарушение законодательства о валютном

регулировании является взыскание в доход государства всего полученного по

недействительным сделкам либо необоснованно приобретенного не по сделке, а

в результате незаконных действий. Однако ее применение на практике весьма

проблематично по следующим причинам.

Основанием применения указанных санкций является нарушение порядка

совершения капитальных валютных операций, то есть их осуществление без

лицензии. Но в том случае, когда валютная операция не выступает

самостоятельной сделкой, а включена во внешнеторговое правоотношение в

качестве одного, не всегда важнейшего, из его элементов (имеются в виду

международные расчеты во внешнеэкономической деятельности), представляется

маловероятным признание арбитражными судами всей сделки недействительной

лишь потому, что одна из ее сторон не получила предварительного разрешения

Центрального банка РФ на осуществление расчетов в валюте. Осознавая это,

органы валютного контроля применяют в случаях, подобных анализируемому,

подп. "б" п. 1 ст. 14 - взыскание в доход государства необоснованно

приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, на сегодняшний день в Российской Федерации сформирована система

валютного регулирования и валютного контроля. Существует нормативно-

правовая база, определяющая правила валютного регулирования, функционируют

органы контроля, к нарушителям применяются санкции.

Так как по роду объекта регулирования сфера валютного регулирования и

валютного контроля затрагивает многие отрасли права, довольно часто из-за

несоответствия норм права возникают правовые коллизии, которые тем более

опасны, что ответственность слишком высока.

Существуют различные мнения законодателей в отношении дальнейшего

развития валютного регулирования, однако развитие законодательства в этой

области пока движется по пути ужесточения («закручивания гаек»). Однако,

суть валютного регулирования и валютного контроля не может остановить

экспорт капитала из России, если финансовый климат страны не располагает к

инвестициям.

Таким образом, рассмотрев систему валютного регулирования и валютного

контроля, можно сделать вывод о том, что указанная система не является

основообразующим институтом финансового права и ее развитие целиком зависит

от финансового и инвестиционного климата страны

-----------------------

[1] Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992,

No. 45, ст. 2542.

[2] Далее - Основные положения

[3] См.: письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 января 1993 года No. ВЯ-

7-С-13/ОСЗ-5.

[4] - Экономика и жизнь, 1996, No. 23, с. 18.

-----------------------

Центральный Банк России

Правительство России

Фед. служба валютно-эксп

контроля

ГТК России

Территориальные

Органы ВЭК

Таможенные

Органы

Уполномоченные

Банки

© 2010