На главную

Атомные многоцелевые подводные лодки


Атомные многоцелевые подводные лодки

АТОМНЫЕ МНОГОЦЕЛЕВЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

Современные подводные лодки капиталистических государств по характеру

решаемых задач, составу вооружения и типу энергетической установки

подразделяются на ПЛАРБ - атом-ные подводные лодки с баллистическими

ракетами, ПЛА - атомные многоцелевые и дизельные. В данной статье

рассматриваются атомные многоцелевые подводные лодки ВМС стран НАТО

(общее количество - около 120 ПЛА), их состояние и перспективы развития.

По взглядам командования ВМС НАТО, на современные ПЛА может быть

возложен широкий круг задач - поиск и уничтожение ПЛ противника, прежде

всего ПЛАРБ, в районах боевого патрулирования и на переходах; уничтожение

надводных кораблей и транспортов; борь-ба (совместно с надводными силами и

авиацией) за завоевание господства на море; организация рубежей в узкостях

с целью воспрепятствования выходу кораблей противника в открытый океан;

участие в блокадный действиях; охранение авианосных групп и соединений;

защита морских коммуникаций; нанесение ударов КР по наземным объектам;

скрытая постановка мин, ведение разведки, высадка разведывательно-

диверсионных групп.

На современных атомных подводных лодках запас ядерного топлива

рассчитан на дальность плавания около 400 000 миль, что соответствует 10-13

годам службы без перезарядки реактора. Большая мощность ядерной

энергетической установки (ЯЭУ) позволяет обеспечить не только движение ПЛА,

но и действие разнообразных систем оружия, бортового оборудования, средств

жизнеобеспечения и обнаружения, а также электронных приборов.

В иностранной печати подчеркивается, что ПЛА обладают стратегической

мобильнос-тью и способны быстро осуществить переразвертывание в любую точку

Мирового океана. При этом трудно определить, сколько лодок развернуто в том

или ином районе, поскольку их основ-ное тактическое свойство - скрытность.

Это качество является одним из основных преимуществ стороны, обладающей

атомными подводными лодками. Например, появление английских ПЛА в Южной

Атлантике в период англо-аргентинского военного конфликта в 1982 году и

последую-щее торпедирование крейсера «Генерал Бельграно» ВМС Аргентины

фактически сковало их надводные силы, и борьба с английской эскадрой

продолжалась в основном самолетами берего-вого базирования. Особое значение

стратегическая мобильность ПЛА приобретает для америка-нских ВМС, которые в

соответствии с положениями наступательной «морской стратегии» (под-робнее

об этом см.: Зарубежное военное обозрение. - 1986.- №11.- С. 49-53 )

намерены исполь-зовать их в районах, находящихся на значительном удалении

от своих баз и непосредст-венно примыкающих к территории Советского Союза.

Ядерная энергетика позволила подводным лодкам при любых погодных

условиях ос-воить новые районы, где противник имеет преимущество в

надводных и воздушных силах и где не могут быть развернуты обеспечивающие

корабли и суда (в частности в Баренцевом, Карском и Охотском морях), в том

числе подо льдом. Благодаря новым возможностям ПЛА меняются взгляды на их

роль и место в составе оперативных формирований.

В зарубежной прессе отмечается ,что ПЛА присущи следующие качества:

скрытность действий, позволяющая выбирать время, место и способ атаки при

сохранении инициативы в от-ношении объекта удара; большая автономность, или

способность выполнять боевые задачи без пополнения запасов и смены личного

состава в течение 60-90 сут. при сохранении высокой бое-готовности;

значительные ударные возможности по уничтожению не только морских целей, но

и береговых объектов.

США. Строительство американских атомных подводных лодок началось в

1952 году с закладки ПЛА «Наутилус». Ее первый выход в море с

использованием ядерной энергетической установки состоялся в начале 1955

года. За 35 лет в США построено около 120 ПАЛ. Из низ две («Скорпион» и

«Трешер») погибли, десять выведены из состава флота, пять переданы в

резерв. Подкласс многоцелевых лодок пополнился двумя переоборудованными

ПЛАРБ типа «Этен Ал-лен», которые используются в интересах сил специальных

операций. Сейчас в боевом составе флота насчитывается 99 ПЛА.

Основу сегодняшних подводных сил общего назначения американских ВМС

составля-ют ПЛА типов «Стерджен» (37 единиц, построены в 1967-1975 годах) и

«Лос-Анджелес» (46 единиц). Последние являются наиболее современными, их

поступление в состав флота, начавше-еся во второй половине 70-х годов,

продолжается и в настоящее время со средним темпом три-четыре лодки в год.

Головной корабль («Лос-Анджелес») строился около пяти лет и вступил в строй

в конце 1976 года (к середине 1990 года построено еще 45 единиц). В

различных стадиях строительства находится еще 16 ПЛА этого типа. Стоимость

одной ПЛА около 700 млн. долла-ров (в ценах финансового 1987 года).

В соответствии с принятыми нормативами американские ПЛА до шести

месяцев в го-ду проводят вне пунктов постоянного базирования - на боевой

подготовке, на переходах и в сос-таве передовых группировок. В это же время

они могут совершить один-два длительных автоно-мных похода

продолжительностью до двух месяцев каждый. Для поддержания высокого уровня

боеготовности командование ВМС стремится повысить коэффициент оперативного

использова-ния ПЛА при снижении расходов на их содержание и сохранении

уровня безопасности эксплуа-тации. Так, еще в 1973 году принята программа

SEOC, согласно которой оперативный цикл (пе-риод между капитальными

ремонтами) для ПЛА типов «Пермит» и последующих был увеличен с 43 до 70

месяцев. Позднее (1981) этот период для кораблей типов «Стерджен» и «Лос-

Андже-лес» достиг 84 месяцев. В результате в течение всего жизненного цикла

на 17-19 % сокращается время нахождения ПЛА в ремонте и соответственно

увеличивается время пребывания в боегото-вом состоянии. Для второй

подгруппы лодок типа «Лос-Анджелес» (SSN700-718) предполагает-ся вместо

ранее запланированного 16-месячного капитального ремонта (без замены

активной зо-ны ядерного реактора) провести модернизационные работы.

В связи с увеличением межремонтных сроков на ПЛА осуществляется

аналитический контроль за техническим состоянием основных систем, а

выявленные неполадки устраняются в ходе ограниченных ремонтов.

При модернизации атомных подводных лодок командование американских

ВМС исхо-дит из того, что они будут, как правило, действовать одиночно в

водах, контролируемых против-ником. Поэтому ПЛА должны быть способны

противостоять любому виду угрозы. Планируется провести модернизацию 37

кораблей типа «Стерджен», в ходе которой намечается повысить их боевые

возможности, а затем постепенно начать выводить их из боевого состава (в

период 1997-2005 годов). Большую часть работ по модернизации

предусматривается провести в ходе плано-вых ремонтов; устанавливать

гидроакустический комплекс (ГАК) AN/BQQ-5, систему управле-ния стрельбой

Мк117, новую навигационную аппаратуру, использовать последние достижения в

области снижения шумности, повышения безопасности плавания,

ремонтопригодности аппара-туры. Все лодки типа «Стерджен» будут оснащаться

КР «Томагавк» и модернизированными торпедами Мк48 мод.5 ADCAP.

Основные направления модернизации ПЛА типа «Лос-Анджелес» (как

существующих ,так и строящихся) сводятся к следующему: оснащение начиная с

32-го корабля - SSN719 «Про-виденс» - установкой вертикального пуска (УВП)

Мк45 для 12 крылатых ракет «Томагавк» мон-таж бортовой автоматизированной

системы боевого управления (АБСУ) AN/BSY-1 начиная с 40-го корабля - SSN751

«Сан Хуан»; дооборудование для подледного плавания Арктике, в том числе

усиление ограждения выдвижных устройств, применение носовых заваливающихся

гори-зонтальных рулей (с SSN751), установка дополнительных

гидроакустических средств, устройств для постановки мин; снижение шумности

ядерной энергетической установки; применение проти-вогидроакустических

покрытий и ГАС с протяженными антеннами. Кроме того, повышение бое-вых

возможностей ПЛА связывается с оснащением крылатыми ракетами «Томагавк» и

ПКР «Гарпун» новых модификаций, торпедами Мк48 мод.5 АDCAP, а также новыми

или модернизи-рованными ПЛУР.

С 1978 года по программе ASWSOW велась разработка новой ПЛУР «Си

Ланс» (под-робнее см.: ЗВО.- 1989.- №7.- С.56-58). Однако при обсуждении

бюджета на 1991 финансовый год министерство обороны США объявило о

замораживании работ по этой программе, посколь-ку устранение вскрытых на

испытаниях опытных образцов технических проблем требует допол-нительно

около 1 млрд. долларов. В связи с этим в американской печати отмечается,

что ВМС в настоящее время прорабатывают несколько вариантов замены ПЛУР «Си

Ланс». В частности, ожидается, что можно использовать технологические

новшества, применяемые в ракете АСРОК с вертикальным пуском (VL-ASROC или

VLA) для модернизации ПЛУР САБРОК.

Наряду с реализацией намеченных мероприятий по совершенствованию

кораблей типа «Лос-Анджелес» развертывается программа строительства ПЛА

нового поколения «Сивулф». В 1988 году было выделено 213 млн. долларов на

завершение исследований по корпусу и борто-вым системам вооружения новой

ПЛА, а также 258 млн. долларов на закупку компонентов дли-тельного

изготовления. В 1989 году заключен контракт на строительство головного

корабля SSN21 «Сивулф», ввод его в боевой состав намечен на 1995 год.

Постройку второй и третьей ло-док предполагается финансировать в 1991 году,

а в дальнейшем ежегодно выделять средства на три ПЛА. Ориентировочная

стоимость строительства серии из 29 единиц составляет 32 млрд. долларов.

При разработке проекта лодок типа «Сивулф» ставилась задача добиться

качественно-го скачка - резкого повышения характеристик лодок. Во-первых,

это относится к уровню первич-ного и вторичного акустических полей, ходовым

и маневренным качествам и глубине погруже-ния. Кроме того, новая ПЛА будет

приспособлена к плаванию подо льдом, значительно увеличи-вается боекомплект

(50 единиц оружия, включая ракеты, торпеды и мины). Подводное водоиз-

мещение составит 9150 т, длина 99,4 м, диаметр корпуса 12,9 м, осадка 10,9

м. Как сообщается в зарубежной печати, перечисленные выше и другие

характеристики корабля, опубликованные во время работы над проектом, не

являются окончательными и по ходу строительства могут из-меняться.

Корпус лодок типа «Сивулф» будет короче и шире, чем у кораблей типа

«Лос-Андже-лес». Отношение его длины к ширине (7,7:1) близко к оптимальной

величине (7:1). В результате снижается гидродинамическое сопротивление, что

способствует увеличению скорости хода при заданных водоизмещении и мощности

ЯЭУ и сокращению эффективной поверхности рассеяния при отражении

гидролокационных сигналов. Кроме того, улучшается компоновка внутренних

помещений, уменьшается радиус циркуляции и повышается маневренность. При

выборе диамет-ра корпуса учитывались ограничения, связанные с

необходимостью выполнения доковых работ, а также с глубинами в акваториях

военно-морских баз и пунктов базирования лодок.

Прочный корпус и забортные системы первых лодок в серии планируется

изготавли-вать из стали марки HY-100, а в дальнейшем предполагается перейти

на новую марку HY-130. Предусматриваются также установка обтекателя

(волнореза) в нижней части ограждения выдви-жных устройств и новая форма

кормового оперения, которое включает шесть, а не четыре эле-мента.

Увеличение более чем на 2 тыс. т водоизмещения данных кораблей по сравнению

с суще-ствующими лодками типа «Лос-Анджелес» позволит внедрить результаты

НИОКР по созданию перспективных гидроакустических средств, объединению

всего электронного оборудования в единую АСБУ AN/BSY-2 (программа SubACS

[подробнее см.: ЗВО.- 1988.- №9.- С.55]), приме-нению дополнительных мер по

обесшумливанию лодки и повышению ударостойкости ее обору-дования. Глубину

погружения предполагается увеличить до 600 м, а скорость хода - до 35 уз.

Основное вооружение составят КР «томагавк», ПКР «Гарпун», торпеды Мк48

мод.5, новые или модернизированные ПЛУР.

В результате рассмотрения некоторых вариантов проекта ПЛА

разработчики отказа-лись от намеченного на начальном этапе проектирования

расположения торпедных аппаратов (ТА) в носовой части параллельно

диаметральной плоскости. Как и на существующих американ-ских лодках, они

размещаются побортно под углом 10 град. Количество ТА возрастает с четы-рех

до восьми, их диаметр впервые в американской практике достигнет 762-мм

(вместо 533-мм). Благодаря этому можно будет применять бесшумный способ

стрельбы самовыходом торпед, а также зарезервировать габариты для

вероятного увеличения калибра торпед в будущем. Кроме того, их этих ТА

можно выпускать необитаемые подводные аппараты, позволяющие расширить

боевые возможности ПЛА по обнаружению целей, распознаванию миноподобных

объектов, оп-ределению благоприятных маршрутов в ледовых условиях. Принятое

расположение торпедные аппаратов имеет серьезный недостаток - затрудняет

или исключает возможность производить стрельбу на высоких скоростях хода,

но одновременно позволяет в носовой оконечности разме-щать крупноразмерные

акустические антенны ГАК, включая сферическую антенну диаметром 7,3 м.

Основное требование к ПЛА нового поколения состоит в том, чтобы они

стали в пол-ном смысле многоцелевыми, то есть имели вооружение, необходимое

для боевых действий в различных условиях. За счет использования более

совершенных средств связи они могут дейст-вовать совместно с надводными

кораблями в составе тактических групп. ПЛА будут привлекать-ся для

нанесения ударов по береговым объектам крылатыми ракетами, осуществления

минных постановок, ведения противолодочных действий подо льдом.

В энергетической установке ПЛА «Сивулф» предполагается использовать

новый водо-водяной реактор S6W с естественной циркуляцией теплоносителя на

малошумных ходах (макси-мальная мощность 60 тыс. л.с.). При изготовлении

активной зоны применяются улучшенные ма-териалы и топливо. В состав ГЭУ с

частичным вспомогательным электродвижением на мало-шумном ходу войдут

турбогенераторы, насосы и другие механизмы с уменьшенными габарита-ми.

Традиционный гребной винт будет заменен низкооборотным многолопастным

винтом в на-садке (pump-jet).

Особое место среди американских кораблей занимают ПЛА,

приспособленные для пе-реброски подводных диверсантов. В 1983-1985 годах

две лодки типа «Этен Аллен» (SSN609 «Сэм Хьюстон» и SSN611 «Джон Маршалл»)

переоборудованы в транспортно-десантные. На них имеются помещения для

личного состава подразделений сил специальных операций (так на-зываемые

команды SEAL), в которых можно разместить до 65 десантников с оружием и

снаря-жением. На верхней палубе установлены фундаменты для крепления двух

контейнеров цилинд-рической формы (DDS- Dry Deck Shelter), имеющих шлюзовую

и декомпрессионную камеры и служащих для доставки боевых пловцов. В тех же

целях на ПЛА типа «Стерджен» устанавлива-ется один такой контейнер

(переоборудование прошла SSN684 «Кавелла», планируется произ-вести еще пять

таких контейнеров для пяти других кораблей данного типа).

Великобритания. Первая английская атомная подводная лодка «Дредноут»

(в настоя-щее время исключена из состава флота и находится в Розайте в

небоеготовом состоянии) была заложена в 1959 году, введена в строй в 1963-

м. Остальные 17 ПЛА (строились с 1966 по 1990 год) составляют основу

подводных сил английского флота.

«Дредноут» была построена при технической помощи США и имела ядерный

реактор американского производства. Все последующие ПЛА создавались по

национальным проектам, причем каждая серия основывалась на предыдущей и

являлась ее дальнейшим развитием. Эво-люционный характер совершенствования

английских атомных подводных лодок можно проил-люстрировать следующими

примерами.

При проектировании ПЛА типа «Вэлиант» (пять единиц) для устранения

недостатков, присущих «Дредноут», был применен ряд новшеств. В частности,

носовые горизонтальные рули были несколько сдвинуты в сторону рубки с целью

уменьшения помех работе ГАС. На малых ходах стал применяться режим

вспомогательного (частичного) турбоэлектродвижения. Для сни-жения шумности

произведена амортизация турбин и главного турбозубчатого агрегата (ГТЗА),

которая достаточно эффективна при работе ГЭУ на мощности до 50 %.

Применение на третьей и последующих ПЛА в этой серии американской стали

марки HY-80 (вместо английской QT-35) позволило увеличить глубину

погружения до 300 м.

В ходе строительства очередной серии ПЛА типа «Свифтшур» (шесть

единиц) стави-лась задача повысить их эффективность благодаря улучшению

таких характеристик, как глуби-на погружения, наибольшая подводная скорость

хода, уровень шумности и помех работе ГАС, безопасность эксплуатации,

надежность и ремонтопригодность ГЭУ. За счет использования но-вой марки

стали и выбора цилиндрической формы прочного корпуса (ПК), заканчивающегося

полусферическими переборками (вместо ПК переменного сечения ПЛА «Вэлиант»),

глубина погружения достигла 400 м. Носовые горизонтальные рули (высоко

расположенные у «Вэли-ант») перенесены на осевую плоскость и выполнены

заваливающимися (убирающимися за об-шивку легкого корпуса), что

обеспечивает их сохранность, а также облегчает действия экипажа при

швартовке и всплытии во льдах. Такое расположение способствовало хорошей

управляемос-ти при минимальных размерах рулей и снижению сопротивления

движению ПЛА. Размеры ог-раждения выдвижных устройств уменьшены. В

сочетании с другими конструктивными мерами это обеспечило рост скорости

хода.

Корпус и надстройка ПЛА покрыты специальным материалом для уменьшения

акусти-ческого поля корабля. Обтекатель носовой антенны ГАС изготовлен из

стеклопластика, что, по мнению английских специалистов, снижает потери

гидроакустических сигналов.

Для дальнейшего уменьшения уровня шумоизлучения применена единая

амортизаци-онная платформа, на которой размещаются турбины, турбогенераторы

и ГТЗА, часть крупных вспомогательных механизмов. Водозаборники главных

конденсаторов, чтобы обеспечить цирку-ляцию забортной воды самопротоком на

средних и высоких скоростях хода, расположены в пе-редних кромках

горизонтальных стабилизаторов. Улучшены виброакустические характеристики

вспомогательных механизмов и их звукоизолирующих фундаментов. Снижено число

оборотов гребного винта.

С целью повышения безопасности плавания сокращены количество и

протяженность забортных систем, существенно увеличена скорость продувания

цистерн главного балласта, раз-работаны пределы оптимальных сочетаний

скорости и глубины хода с углами перекладки гори-зонтальных рулей.

В наиболее современной серии английских ПЛА (тип «Трафальгар»)

завершается строительство седьмого корабля - S93 «Триумф». Его намечено

передать флоту в 1991 году. После этого количество многоцелевых ПЛА в

английских ВМС достигнет 18 единиц. Проект «Трафальгар» разрабатывался

модификация лодок типа «Свифтшур». Различные усовершенст-вования и новые

технические решения включались в него с таким расчетом, чтобы в последст-

вии использовать их для модернизации лодок предыдущих серий. В начале

проектирования бы-ло принято решение о размещении всего оборудования

энергетического отсека на единой амор-тизированной платформе, которая

крепилась бы не к прочному корпусу, а непосредственно к по-перечным

переборкам. Впоследствии оказалось, что такое решение связано со

значительным те-хническим риском и может привести к удорожанию

строительства, увеличению главных разме-рений ПЛА и снижению скорости хода

на 2 уз. Поэтому работы по снижению шумности свелись к совершенствованию

уже применяемых в подводном кораблестроении амортизационных плат-форм,

виброизолирующих фундаментов, противогидроакустического покрытия, а также к

разра-ботке нового винта в насадке (pump-jet).

Замеры уровней шумности, выполненные в 1984 году на акустическом

полигоне в Шотландии, показали, что головной корабль («Трафальгар») на

малошумных режимах хода пре-восходит по этому показателю даже дизельные

подводные лодки «Оберон». Последующие ПЛА серии должны иметь еще меньший

уровень первичного акустического поля, поскольку на них вместо обычного

семилопастного гребного винта установлен винт в насадке. Кроме того, хотя

лодки строятся по единому проекту, годовой интервал между сроками их ввода

в строй позволя-ет постоянно совершенствовать технологию и применять

новейшие технические решения. Одна-ко в связи с этим неуклонно повышается

стоимость лодок этой серии (200 млн. фунтов стерлинг-ов в 1985 году и до

380 млн. фунтов стерлингов в 1990).

ЯЭУ английских атомных подводных лодок первоначально создавались по

американс-кой технологии. Для первой ПЛА («Дредноут») в США был закуплен

ядерный реактор S5W. Его активная зона, а также главные турбины, редуктор,

турбогенераторы, конденсаторы произведе-ны в Великобритании. На последующих

лодках устанавливался реактор PWR-1 английской раз-работки. Для испытаний

ЯЭУ и подготовки специалистов в Даунри (Шотландия) создан испыта-тельный

центр. Одновременно проводить работы по совершенствованию ЯЭУ, направленные

на снижение шумности, упрощение конструкции и улучшение условий

эксплуатации, повышение надежности и безопасности, увеличение кампании

ядерного реактора. Были спроектированы не-сколько типов активных зон.

Вместе с тем при создании ЯЭУ для ПЛА «Трафальгар» английс-кие специалисты

пришли к выводу, что возможности по совершенствованию ЯЭУ на основе

реактора PWR-1 исчерпаны полностью. Со второй половины 70-х годов ведется

разработка реактора (PWR-2), который должен иметь повышенную мощность (27

500 л.с.), меньшие массо-габаритные характеристики, увеличенный

межремонтный период, улучшенную ремонтопригод-ность, а также меньшую

шумность.

Первые ЯЭУ с реактором PWR-2 намечено установить на строящейся ПЛАРБ

типа «Вэнгард», а также на перспективные английские ПЛА (SSN-20), которые в

конце 90-х годов на-чнут заменять лодки типа «Вэлиант». Строительство лодок

новой серии предполагается начать в 1993 году. Их водоизмещение по

сравнению с ПЛА «Трафальгар» увеличиться на несколько сот тонн, что

позволит провести дополнительные мероприятия по снижению шумности и увеличе-

нию боекомплекта, в состав которого войдут модернизированные ПКР «Гарпун» и

новые торпе-ды «Спирфиш».

Франция. Строительство французских ПЛА началось в 1976 году. Головной

корабль серии из восьми единиц - «Рубис» вошел в боевой состав в 1983 году.

Построены еще три ПЛ, а последующие создаются по усовершенствованному

проекту. Завершение серии планируется на 1995 год. Период строительства

одного корабля достигает шести лет, а срок службы - 30 лет. Общая стоимость

восьми лодок составит 14 млрд. франков (в ценах 1986 года).

По конструкции ПЛА «Рубис» однокорпусная с развитой надстройкой и

ограждением выдвижных устройств крыльевого профиля, с рубочными рулями.

Кормовое оперение состоит из вертикальных и горизонтальных стабилизаторов и

рулей. Плоскими поперечными переборками прочный корпус разделен на пять

отсеков. В первом (носовом) отсеке расположены четыре тор-педных аппарата и

стеллажи для торпед, ракет или мин. Во втором (на трех палубах) находятся

центральный пост, пост управления движением, навигационное оборудование,

жилые помеще-ния, а также аккумуляторная батарея, компрессоры и другое

оборудование. В третьем отсеке ра-змещен ядерный реактор с

паропроизводительной установкой, в четвертом смонтированы турбо-генераторы,

в пятом - гребной и вспомогательный электродвигатели, а также аварийный

дизель-генератор и пост управления ЯЭУ. Особенностью ЯЭУ французских ПЛА,

составные компонен-ты которой монтируются на амортизированных платформах,

является отсутствие в ней главного турбозубчатого агрегата и применение

естественной циркуляции теплоносителя на малых и сре-дних ходах. Оба

обстоятельства способствуют снижению шумности.

Основным оружием ПЛА типа «Рубис» считаются торпеды, которые

выстреливаются из 533-мм торпедных аппаратов. С 1985 года французские ПЛА

(начиная со второго корабля се-рии) оснащаются ПКР «Экзосет» (SM-39). В

состав радиоэлектронного оборудования входят ак-тивная (DUUA-28) и

пассивная (DSUV-22) ГАС с цилиндрической антенной, пассивная ГАС (DUUX-5) с

антеннами, разнесенными по бортам лодки, аппаратура звукоподводной связи, а

также РЛС, средства радиосвязи, навигации, радио- радиотехнической

разведки. Рабочая глуби-на погружения не менее 300 м, автономность до 60

сут.

Оценивая французские ПЛА типа «Рубис», иностранные специалисты

подчеркивают, что этот проект по критерию «стоимость/эффективность»

позволяет иметь необходимое количес-тво достаточно современных кораблей

стоимость лодки в настоящее время достигает 350 млн. долларов). Хотя

«Рубис» уступает всем американским ПЛА по размерениям и водоизмещению, это

вовсе не означает, что она соответственно уступает им по основным

показателям боевого по-тенциала.

Тактико-технические характеристики ПЛА

|Тип | | | | | |

|подвод- | | | | | |

|ной лодки | | | | | |

|- | | |Тип, | | |

|количество| | |мощ-ность | | |

|в строю |Водоизмеще|Главные |энерге-тич|Экипаж, | |

|(запла-нир|-ние, т: |размерен|еской |че-ловек | |

|овано в |надводное/|ия, м: |ус-тановки|(в том |Вооружение [1]|

|серии), | |длина |, л.с. / |числе | |

|борто-вые |подводное |ширина |скорость |офицеров)| |

|номера | |осадка |под-водног| | |

|находящихс| | |о | | |

|я в строю | | |(над-водно| | |

|(строящихс| | |го) хода | | |

|я и | | |узлов | | |

|планируем-| | | | | |

|ых к | | | | | |

|построй-ке| | | | | |

|), годы | | | | | |

|строительс| | | | | |

|тва серии | | | | | |

|1 |2 |3 |4 |5 |6 |

США

|«Сивулф» -| * / |99,4 |S6W, 60 | 130 |762-мм ТА - 8,|

| |9150 |12,9 |000 / |(12) |до 50 КР |

|0 (29) | |10,9 |35 (20) | |«Томагавк», |

|(SSN21- | | | | |Мк48, ПЛУР и |

|*), | | | | |ПКР |

|1995-* | | | | |«Гарпун» |

|«Лос-Андже|6000 / |109,7 |S6G, 35 |133 (13) |533-мм ТА Мк67|

|-лес» - 46|6900 |10,1 |000 / | |- 4 26 торпед |

|(62) | |9,9 |30 / 20 | |Мк48 и ПЛУР |

|SSN688-725| | | | |САБРОК, вместо|

|, | | | | |части тор-пед |

|750-757 | | | | |могут |

|(758-773).| | | | |загружа-ться 8|

| | | | | |КР «Тома-гавк»|

|1974-1994 | | | | |(при |

| | | | | |отсутст-вии |

| | | | | |УВП) и 4-6 |

| | | | | |ПКР, УВП Мк45 |

| | | | | |для 12 КР |

| | | | | |«Томагавк» (на|

| | | | | |SSN719 и |

| | | | | |после-дующих) |

|«Стерджен»|4460 / |89 |S5W, 15 |107 (12) |533-мм ТА Мк63|

|-37, |4960 |9,7 |000 / | |- 4 |

|SSN637-639| |8,8 |30 (20) | |23 торпеды |

|, | | | | |Мк48 и ПЛУР |

|646-653, | | | | |САБРОК, вместо|

|660- | | | | |части торпед |

|670, | | | | |могут |

|672-684, | | | | |загружаться 8 |

|686,687. | | | | |КР «Томагавк» |

|1967-1975 | | | | |и 4 ПКР |

| | | | | |«Гарпун» |

|«Пермит» -|3750 / |84,9 |S5W, 15 |127 (13) |533-мм ТА Мк63|

|12 [2] |4300 |9,6 |000 / | |- 4 |

|SSN594-596| |8,7 |30 (20) | |24 торпеды |

|, | | | | |Мк48 и |

|603-607,61| | | | |ПЛУР САБРОК, |

|2- | | | | |вместо части |

|615,621. | | | | |торпед |

|1962-1968 | | | | |могут |

| | | | | |загружаться 4 |

| | | | | |ПКР «Гарпун» |

|«Гленард |5813 / |111,3 |S5WА, ок. |129 (14) |533-мм ТА Мк63|

|П. |6480 |9,7 |15000 / | |- 4 |

|Липскомб» | |9,5 |25 (20) | |16 торпед |

|- 1, | | | | |Мк48, ПЛУР |

|SSN685, | | | | |САБРОК, 4 ПКР |

|1974 | | | | |«Гарпун» |

|«Нарвал» -|5284 / |95,9 |S5G, 15 |129 (13) |533-мм ТА - 4,|

|1, SSN671,|5830 |11,5 |000 / | |16 торпед Мк48|

| | |8,2 |25 (20) | |и 4 ПКР |

|1969. | | | | |«Гарпун» |

| «Этен |6955 / |125 | S5W, 15 |126 -132 |533-мм ТА - 4,|

|Аллен» - 2|7880 |10,1 |000 / |(12) |8 торпед |

|[3] | |9,8 |30 (20) | | |

|SSN609,611| | | | | |

|, | | | | | |

|1962 | | | | | |

Великобритания

|«Вэлиант» |4300 / |86,9 |PWR-1,1500|116 (13) |533-мм ТА - 6,|

|- 5, |4800 |10,1 |0 / | |32 торпеды |

|S102,103,4| |8,4 |28 (18) | |Мк24 |

|6, | | | | |«Тай-герфиш», |

|48,50, | | | | |вместо ча-сти |

|1966-1971 | | | | |торпед могут |

| | | | | |за-гружаться |

| | | | | |ПКР «Га-рпун» |

|«Свифтшур»|4400 / |82,9 |PWR-1,1500|116 (13) |533-мм ТА - 5,|

|- 6, |4900 |9,8 |0 / | |25 торпед Мк24|

|S126,108,1| |8,5 |30 (18) | |«Тай-герфиш», |

|09, | | | | |вместо ча-сти |

|104-106. | | | | |торпед могут |

|1973-1981 | | | | |за-гружаться |

| | | | | |ПКР «Га-рпун» |

|«Трафальга|4200 / |85,4 |PWR-1,1500|97 (12) |533-мм ТА -5, |

|р» - 6 |5208 |9,8 |0 / | |25 торпед Мк24|

|(7), | |8,5 |30 (*) | |«Тай-герфиш», |

|S107,87,88| | | | |вместо ча-сти |

|, | | | | |торпед могут |

|90-92 | | | | |за-гружаться |

|(93), | | | | |ПКР «Га-рпун» |

|1983-1991 | | | | | |

Франция

|«Рубис» - |2385 / |72,1 |CAS-48, |66 (9) |533-мм ТА - 4,|

|4 (8), |2670 |7,6 |9500/ | |18 торпед L5 |

|S601-604 | |6,4 |25 (*) | |или F17, |

|(605-608),| | | | |вместо части |

| | | | | |торпед могут |

|1983-1995 | | | | |загружаться |

| | | | | |ПКР «Экзосет» |

| | | | | |(SM-39); |

| | | | | |возможен прием|

| | | | | |на борт до 32 |

| | | | | |мин |

1. Условные сокращения: ТА - торпедный аппарат, КР - крылатая ракета, ПКР -

противокора-бельная ракета, ПЛУР - противолодочная управляемая ракета,

УВП - установка вертикально-го пуска.

2. SSN603 «Поллак» выведена в резерв в январе 1989 года.

3. Бывшие ПЛАРБ, переоборудованные в атомные многоцелевые подводные лодки.

© 2010