Кодекс РФ и РСФСР об административных правонарушениях - Ответственность военнослужащих.Кодекс РФ и РСФСР об административных правонарушениях - Ответственность военнослужащих.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [pic] от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ Раздел I. Общие положения Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. За нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г. [pic] Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ настоящий Кодекс признан утратившим силу с 1 июля 2002 г. Раздел II Административное правонарушение и административная ответственность I. Общая часть Глава 2 Административное правонарушение и административная ответственность Статья 16. Ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, за совершение административных правонарушений Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего составов органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. За нарушение правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду эти лица несут административную ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены исправительные работы и административный арест, а к военнослужащим, кроме того, штраф и лишение права управления транспортными средствами. Другие, кроме указанных в части первой настоящей статьи, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, прямо предусмотренных ими, несут за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях - административную ответственность на общих основаниях. В случаях, указанных в части первой настоящей статьи, органы (должностные лица), которым предоставлено право налагать административные взыскания, могут вместо наложения взысканий передавать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности. Работники железнодорожного, морского, речного транспорта и гражданской авиации, на которых распространяется действие уставов о дисциплине, несут в соответствии с этими уставами дисциплинарную ответственность за совершение ими при исполнении служебных обязанностей следующих административных правонарушений: - работники железнодорожного транспорта - нарушений, предусмотренных частями второй, третьей, четвертой и пятой статьи 103, статьями 104, 104.1 и частью первой статьи 126 настоящего Кодекса; - работники морского транспорта - нарушений, предусмотренных статьями 104.1, 109, 109.1, 110 и частью второй статьи 126 настоящего Кодекса; - работники речного транспорта - нарушений, предусмотренных статьями 104.1, 110 - 111.3 и частью второй статьи 126 настоящего Кодекса; - работники гражданской авиации - нарушений, предусмотренных статьями 105 - 108 настоящего Кодекса. |ЖУРНАЛ "ВОЕННОЕ ПРАВО" | |А.Г. Тищенко, | |офицер юридической службы ВС РФ | |ПРИНЯТ НОВЫЙ КОДЕКС ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. | | | |Руководством страны в 2002 г. запланированы самые значительные изменения статуса | |военнослужащих за последнее время. Одно из них связано с введением в действие с 1 | |июля 2002 г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее| |– КоАП). Административной ответственности военнослужащих посвящена ст. 2.5 КоАП. | |Текст статьи достаточно труден для восприятия и дальнейшего ее рассмотрения. Поэтому| |для удобства работы с этой статьей покажем ее содержание в упрощенном виде, а именно| |те положения ст. 2.5 КоАП, которые касаются военнослужащих. | |Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за | |административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. | |Военнослужащие несут ответственность на общих основаниях с другими гражданами: | |за нарушение законодательства о выборах и референдумах; | |за нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия | |населения; | |за нарушения правил дорожного движения; | |за нарушения требований пожарной безопасности вне места службы; | |за нарушения законодательства об охране окружающей природной среды; | |за нарушения таможенных правил; | |за нарушения правил режима Государственной границы Российской Федерации; | |за нарушения пограничного режима; | |за нарушения режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской | |Федерации; | |за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов; | |за невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего | |дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об | |административном правонарушении. | |К военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде | |административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, | |также в виде административного штрафа. | |Как мы видим, ст. 2.5 КоАП условно состоит из трех частей: | |первая устанавливает общий принцип административной ответственности военнослужащих –| |военнослужащие несут ответственность за административные правонарушения в | |соответствии с дисциплинарными уставами; | |вторая часть перечисляет виды административных правонарушений, за совершение которых| |военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях; | |третья, закрепляет правило, согласно которому ко всем категориям военнослужащих не | |может быть применено административное наказание в виде административного ареста, а к| |военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, кроме того, – | |административного штрафа. | |В связи с вышесказанным нелишним будет вспомнить те положения законодательства | |Российской Федерации об административной ответственности, которые действуют сейчас и| |которые утратят силу с 1 июля 2002 г. (см. Федеральный закон «О введении в действие | |Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001| |г.). В соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от | |27 мая 1998 г. военнослужащие несут административную ответственность на общих | |основаниях за нарушение: | |правил дорожного движения; | |правил охоты; | |правил рыболовства и охраны рыбных запасов; | |таможенных правил. | |При этом к военнослужащим не применяются административные взыскания в виде: штрафа; | | | |лишения права на управление транспортными средствами; | |исправительных работ и административного ареста. | |За остальные административные правонарушения военнослужащие несут ответственность в | |порядке, определенном общевоинскими уставами (аналогичные положения об | |административной ответственности военнослужащих за административные правонарушения | |содержит ст.16 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях). | |Сравнивая действующие нормы об административной ответственности военнослужащих и | |вступающие в силу с 1 июля 2002 г., заметим, что в КоАП сохранен основной принцип | |административной ответственности военнослужащих, в соответствии с которым | |военнослужащие несут ответственность за административные правонарушения в | |соответствии с дисциплинарными уставами. Это утверждение так же верно, как и то, что| |правовые гарантии военнослужащих в области административных правоотношений в КоАП | |существенно снижены. Если объем пока еще действующих административно-правовых | |гарантий государства военнослужащим принять за 100%, то несложный расчет покажет – | |со второй половины 2002 г. военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, | |будет обеспечено 25% административно-правовых гарантий (в 4 раза меньше), | |предоставлявшихся Российским государством ранее, а военнослужащим, проходящим | |военную службу по призыву, – 50% (в 2 раза меньше). | |Более того, с 1 июля 2002 г. объем административных правонарушений, за совершение | |которых военнослужащие будут привлекаться к административной ответственности на | |общих основаниях, увеличен на 275% (почти в 3 раза). | |Раздел II особенной части КоАП включает в себя 17 глав, каждая их которых объединяет| |соответствующие виды противоправных, виновных действий (бездействия), за совершение | |которых в соответствии с п. 1 ст.2.1 КоАП установлена административная | |ответственность, а именно : | |Глава 5 . Административные правонарушения, посягающие на права граждан (в части, | |касающейся законодательства о выборах и референдумах); | |Глава 6. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, | |санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (в| |части, касающейся области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия | |населения); | |Глава 7. Административные правонарушения в области охраны собственности; | |Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды| |и природопользования (в части, касающейся законодательства об охране окружающей | |природной среды); | |Глава 9. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и | |энергетике; | |Глава 10. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и | |мелиорации земель; | |Глава 11. Административные правонарушения на транспорте; | |Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения (в части, | |касающейся нарушения правил дорожного движения); | |Глава 13. Административные правонарушения в области связи и информации; | |Глава 14. Административные правонарушения в области предпринимательской | |деятельности; | |Глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, | |рынка ценных бумаг (в части, касающейся законодательства в области налогов, сборов и| |финансов); | |Глава 16. Административные правонарушения в области таможенного дела (в полном | |объеме); | |Глава 17. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной | |власти (в части, касающейся невыполнения законных требований прокурора, следователя,| |лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по| |делу об административном правонарушении); | |Глава 18. Административные правонарушения в области защиты Государственной границы | |Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без| |гражданства на территории Российской Федерации (в части, касающейся нарушения правил| |режима Государственной границы Российской Федерации, режима в пунктах пропуска через| |Государственную границу Российской Федерации и пограничного режима); | |Глава 19. Административные правонарушения против порядка управления; | |Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и | |общественную безопасность (в части, касающейся нарушения требований пожарной | |безопасности вне места военной службы); | |Глава 21. Административные правонарушения в области воинского учета. | |Как видно из приведенного выше перечня, положения о привлечении военнослужащих, | |совершивших административные правонарушения, к административной ответственности на | |общих основаниях содержатся в 9 из 17 глав разд. II КоАП. Кроме гл. 16 (нарушение | |таможенных правил), восемь упомянутых глав КоАП распространяют свое действие на | |военнослужащих не в полном объеме, а в той или иной степени. В связи с этим | |необходимо обратить внимание на то, что при определении порядка привлечения | |военнослужащих, совершивших правонарушения, предусмотренные гл. 5, 6, 8, 12, 15, 17,| |18 или 20 разд. II КоАП, к административной ответственности (в соответствии с | |дисциплинарными уставами либо на общих основаниях), определяющим критерием будет | |являться отдельный вид правонарушения, а не область или области законодательства, | |указанные в названии перечисленных глав. | |Таким образом, в установленных КоАП случаях совершения военнослужащими | |административных правонарушений должностные лица (органы), которым предоставлено | |право назначать административные наказания, будут вправе вместо передачи материалов | |о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных| |к дисциплинарной ответственности назначать административные наказания (за | |исключением административного ареста в отношении военнослужащих, проходящих военную | |службу по контракту, и административного штрафа и административного ареста в | |отношении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву). | |КоАП, как и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, устанавливает восемь | |видов административных наказаний (в КоАП РСФСР административные наказания именуются | |административными взысканиями). КоАП не содержит такого вида административного | |взыскания, как исправительные работы, но вводит новое административное наказание – | |дисквалификацию. | |Итак, в соответствии со ст. 2.5 КоАП к военнослужащим, проходящим военную службу по | |контракту, совершившим противоправное, виновное действие (бездействие), за которое | |КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях| |установлена административная ответственность, могут быть применены следующие виды | |административных наказаний: | |– предупреждение; | |– административный штраф (кроме военнослужащих, проходящих военную службу по | |призыву); | |– возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного | |правонарушения; | |– конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; | |– лишение специального права, предоставленного физическому лицу; | |– административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного | |гражданина или лица без гражданства; | |– дисквалификация. | |Справедливости ради необходимо заметить, что, кроме военнослужащих, ст. 2.5 КоАП | |включает и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или| |нормативных правовых актов, регламентирующих порядок прохождения службы в органах | |внутренних дел, органах уголовно-исполнительной системы, федеральных органах | |налоговой полиции и таможенных органах. Нет сомнения в том, что дискуссии | |законодателей о новом порядке привлечения военнослужащих и иных лиц, на которых | |распространяется действие дисциплинарных уставов, к административной | |ответственности, были длительными, противоречивыми, всесторонними и | |всеохватывающими. Но, несмотря на эти уважительные причины, нельзя не сказать о том,| |что результат, т.е. текст и смысл ст. 2.5 КоАП, свидетельствуют либо о спешке | |законодателей при его утверждении, либо о сильном желании привлекать военнослужащих | |к административной ответственности на общих основаниях, которое, в свою очередь, | |помешало им с надлежащим вниманием отнестись к тексту и смыслу ст. 2.5 КоАП. | |Дело в том, что в соответствии с ней к военнослужащим может быть применен такой вид | |административного наказания, как административное выдворение за пределы Российской | |Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. Но военнослужащий | |Российской Федерации изначально не может быть ни иностранным гражданином, ни лицом | |без гражданства, так как в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона «О воинской| |обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. военнослужащим является гражданин | |Российской Федерации, проходящий военную службу. Как следствие этого положения п. 7 | |ст. 3.2 КоАП не может быть применен к военнослужащим Российской Федерации. Почему же| |в ст.2.5 КоАП говорится только о двух видах административных наказаний, которые не | |могут быть применены к военнослужащим? | |Бесспорно и то утверждение, что у КоАП есть много «плюсов», первый из которых | |представляет собой сам факт его принятия. К сожалению, похоже на то, что остальные | |возможные преимущества КоАП в сравнении с действующим в настоящее время | |законодательством об административных правонарушениях к такой категории граждан | |России, как военнослужащие, отношения не имеют. | |Представляется, что чаще всего военнослужащие будут привлекаться к административной | |ответственности согласно гл. 12 КоАП на общих основаниях за нарушение Правил | |дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета | |Министров Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (с соответствующими | |изменениями). Наиболее часто встречающимся административным наказанием за нарушение | |правил дорожного движения по КоАП является административный штраф, размер которого | |для физического лица не может быть менее 1/10 МРОТ и более 25 МРОТ (см. ст. 3.5 | |КоАП). Таким образом, военнослужащие, которым в соответствии с п. 7 ст. 10 | |Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 2001 г. запрещено: | |– заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, | |научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению | |обязанностей военной службы; | |– заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том| |числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, | |когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в | |должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и | |юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое | |служебное положение; | |– использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, | |финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное | |имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за | |установленную плату, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными | |правовыми актами Российской Федерации; | |– получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением | |обязанностей военной службы; | |– получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные | |вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и | |иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за | |исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми | |военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими | |уставами; | |– принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды иностранных | |государств, международных и иностранных организаций; | |– выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц,| |за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с | |международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по | |договоренности органов государственной власти с соответствующими органами | |государственной власти иностранных государств либо международными организациями, за | |нарушение правил дорожного движения чаще всего будут наказаны рублем. | |Необходимость платить штраф должна послужить дополнительным стимулом для | |безукоризненного соблюдения военнослужащими правил дорожного движения. Предположим, | |что военнослужащие с 1 июля 2002 г. перестанут нарушать правила дорожного движения. | | | |Гораздо труднее предположить то, что в этом случае военнослужащих не будут | |привлекать к административной ответственности за нарушение тех же правил дорожного | |движения. Объяснение этому противоречивому утверждению можно проследить на примере: | |водители автомобилей, в том числе водители-военнослужащие, безусловно, знакомы с | |правилами дорожного движения в том объеме, который позволил им получить право на | |управление автомобилем в установленном порядке. Но при встрече с автоинспектором | |ГИБДД эти знания не всегда позволят водителю-военнослужащему правильно определить | |характер противоправности совершенного (или не совершенного вовсе) им нарушения | |правил дорожного движения, степень и форму своей вины. За него это сделает | |автоинспектор ГИБДД или иное уполномоченное на то должностное лицо (орган). | |Таким образом, основным условием привлечения к административной ответственности | |установленным КоАП порядком является компетентность должностного лица или органа, | |уполномоченного применять административные наказания. | |Безусловно, в такой же зависимости от компетентности должностного лица или органа, | |уполномоченного применять административные наказания, находятся не только | |военнослужащие, но и остальные категории граждан, что является олицетворением | |принципа равенства лиц, совершивших административные правонарушения, перед КоАП (см.| |ст. 1.4 КоАП). Проблема заключается в том, что по действующему законодательству | |объем прав военнослужащих на получение доходов, не связанных с выполнением | |обязанностей военной службы, несравнимо меньше, чем у обычных категорий граждан. С | |учетом гарантированного государством денежного довольствия военнослужащим это | |означает, что КоАП изначально устанавливает отягчающую административную | |ответственность для военнослужащих как в сравнении с действующим законодательством | |об административной ответственности, так и в сравнении с административной | |ответственностью, установленной КоАП для остальных категорий граждан. | |
|