Мероприятия ГО на сельхозобъектахМероприятия ГО на сельхозобъектахСодержание Введение 2 Исходные данные и порядок разработки планов ГО объекта 3 Документы планов ГО объекта 6 Влияние обстановки на планирование мероприятий ГО 11 План мероприятий ГО при угрозе нападения 12 Управление ГО объекта 16 Заключение 18 Список использованной литературы 20 Введение Устойчивая работа объекта народного хозяйства, в том числе и объекта агропромышленного комплекса, в условиях военного времени при применении противником современных средств поражения во многом будет зависеть от степени его подготовленности, проведенной в мирное время, от степени выполнения мероприятий гражданской обороны. Не меньшей подготовки требует объект для устойчивой работы и при возникновении в регионе стихийных бедствий, а также крупных аварий, катастроф и пожаров как на самом объекте, так и на близлежащих предприятиях атомной, химической и другой промышленности. Все это требует от руководящего и командно-начальствующего состава объекта находиться в постоянной готовности к действиям в экстремальных условиях. Наиболее полные и организованные действия, направленные на выполнение мероприятий гражданской обороны на объекте, достигаются при заблаговременной разработке планов ГО. Их разработка—одна из основных задач штаба ГО объекта. Мероприятия на военное время и на случай аварий, катастроф и стихийных бедствий планируют раздельно. План ГО объектов на мирное время представляет собой совокупность документов, определяющих порядок ликвидации крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий. Планы разрабатывают текстуально с приложениями в виде графиков и таблиц. План ГО объекта на военное время представляет собой совокупность документов, определяющих порядок перевода объекта с мирного времени на военное. В нем определяют объем, порядок осуществления мероприятий по приведению ГО объекта в готовность для выполнения возложенных на нее задач при внезапном нападении, угрозе нападения и ликвидации последствий нападения противника. Планы ГО объекта должны быть реальными, полными по содержанию, предельно краткими по изложению, экономически целесообразными и отражать действительные возможности объекта. Исходные данные и порядок разработки планов ГО объекта Приступая к планированию гражданской обороны объекта, необходимо тщательно изучить директивные указания руководящих органов по вопросам планирования гражданской обороны; распоряжение начальника ГО района, выписку из его решения на организацию и ведение ГО, создание формирований; наряды районного военного комиссариата на поставку техники для Вооруженных Сил; характеристику объекта и его возможности по подготовке к проведению мероприятий ГО; выводы из оценки обстановки, которая может сложиться на объекте в случае возникновения крупных аварий, стихийных бедствий, применения противником оружия массового поражения. Планы ГО агропромышленного объекта разрабатываются с получением указаний от начальника ГО района или от председателя агропрома края, области, республики. При разработке планов ГО всесторонне изучают особенности и возможности объектов АПК. В плане ГО на мирное время определяющими будут наличие на объекте СДЯВ и его максимальные запасы или расстояние до других объектов, имеющих СДЯВ и представляющих потенциальную опасность. Исходя из этого, вполне возможна ситуация, когда некоторым объектам АПК не потребуется составления плана ГО на мирное время В плане ГО на военное время определяющей особенностью будет расположение объекта и характер его деятельности в условиях войны, где возможны следующие варианты: а) объект расположен в загородной зоне; б) объект находится в городе и не переносит свою деятельность в загородную зону; в) объект, находящийся в городе, переносит свою деятельность в загородную зону Планы ГО разрабатывают штаб, начальники служб под руководством начальника ГО объекта, который несет ответственность за организацию, состояние гражданской обороны и постоянную готовность ее сил и средств. К разработке документов плана привлекают руководящий состав и специалистов объектов Разрабатывают план ГО обычно в три этапа. Первый этап—подготовительный: определяют состав исполнителей, подготавливают их к работе (знакомят с директивами и указаниями старших начальников по вопросам планирования, необходимыми наставлениями, руководствами и другими пособиями), собирают, обобщают и анализируют исходные данные, необходимые для разработки плана, определяют объем работ и распределяют обязанности исполнителей по разделам плана. Второй этап — исполнительный: разрабатывают и оформляют документы планов, увязывают и согласовывают между исполнителями разработанные разделы планов. Третий этап — заключительный: согласовывают разделы планов с вышестоящими штабами ГО, дорабатывают, утверждают планы и доводят до исполнителей. План подписывает начальник штаба объекта и утверждает начальник ГО объекта после согласования с начальником штаба ГО района. При совпадении административных границ границами земельных угодий АО (колхоза) разрабатывают единые планы сельского Совета и АО (колхоза) и утверждают совместным решением администрации сельского Совета и руководством объекта. Количество экземпляров планов зависит от количества пунктов управления и их дублеров. После утверждения планов начальником ГО объекта начальник штаба доводит документы планов ГО до соответствующих должностных лиц в части, их касающейся. Планы объекта не брошюруют, чтобы отдельными их разделами могли пользоваться одновременно несколько должностных лиц. Все документы хранят на объекте в установленном порядке. Лучшим способом доведения планов до всех работников объекта являются комплексные учения на объекте ГО. Время, жизнь и развитие предприятия, изменение уровня развития ГО, установленных требований и задач, поставленных старшим начальником ГО, вызывают необходимость периодически уточнять и корректировать план. План корректирует (не реже одного раза в год) начальник штаба. Изменения и дополнения, не носящие принципиального характера, вносит в планы начальник штаба с ведома и согласия начальника ГО объекта. Изменения принципиального характера должны согласовываться со штабом ГО района. Реальность планов ГО объекта проверяют в ходе систематических тренировок с подъемом формирований по тревоге, а также в ходе учений ГО, проводимых применительно к действительным условиям ведения гражданской обороны на объекте. Готовность формирований проверяется, кроме того, при ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф. Планы ГО объекта АПК вводят в действие с возникновением угрозы нападения противника по особому распоряжению, а при внезапном нападении и стихийных бедствиях—немедленно по указанию начальника ГО объекта. Документы планов ГО объекта В плане ГО на мирное время отражают вопросы, связанные с вероятной обстановкой и ведением спасательных работ в случаях возникновения крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий. Текстовая часть плана ГО на мирное время состоит из двух разделов: в первом разделе рассматривают выводы из оценки возможной обстановки на объекте при возникновении крупных аварий, катастроф и стихийных бедствий, во втором разделе излагают мероприятия ГО при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий на объекте. Основные из них следующие: - порядок оповещения; - организация разведки и наблюдения; подготовка сил, средств ГО к СНАВР; - мероприятия по предупреждению аварий, катастроф и уменьшению последствий стихийных бедствий; - ускоренное проведение мероприятий по защите людей и материальных ценностей; - медицинское обеспечение, дозиметрический и химический контроль; - порядок проведения мероприятий по безаварийной остановке производства; - организация защиты людей; выдача населению СИЗ; - организация эвакомероприятий; - организация действия сил ГО для ведения СНАВР; - организация взаимодействия с чрезвычайной комиссией, местными и территориальными Штабами ГО; - организация управления; - организация связи с подразделениями объекта, вышестоящими и взаимодействующими органами управления ГО; - состав и задачи подвижного ПУ, сроки готовности его к работе; - порядок представления донесений в вышестоящие территориальные и отраслевые органы управления ГО. К плану ГО на мирное время прилагают: - календарный план основных мероприятий ГО при угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий; - план объекта по защите и СНАВР; - расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий ГО при угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий; - план медицинскою обеспечения; расчет на проведение эвакомероприятий; - схему организации управления, связи и оповещения. План ГО на военное время состоит из трех разделов (рис. 1). [pic] Рис. 1. Структура плана ГО объекта В первый раздел входят: - характеристика объекта; - возможная степень разрушений производственных зданий, потери производственного персонала, сил и средств ГО; - предполагаемая радиационная, химическая, пожарная и инженерная обстановка; потери от вторичных факторов поражения; - выводы из оценки обстановки и влияние их на решение задач ГО. Во втором разделе раскрывают следующее: - проведение первоочередных мероприятий ГО; - организацию защиты населения; - порядок укрытия людей в защитных сооружениях; - организацию эвакомероприятий, противорадиационную, противохимическую, медицинскую защиту; - мероприятия по повышению устойчивости работы объекта в условиях войны; - организацию и ведение СНАВР; - обеспечение сил и мероприятий ГО; - организацию управления гражданской обороной; порядок приведения в готовность и занятие ПУ; - организацию оповещения руководящего состава и населения в местах проживания о введении угрозы нападения противника и сигналах ГО в рабочее и нерабочее время; - состав оперативной группы для руководства гражданской обороной в районе эвакуации людей, ее задачи, время отправления; - организацию связи с производственными подразделениями и партнерами АПК; - порядок представления донесений. В третьем разделе намечают: - действия по сигналу «ВТ», меры по восстановлению управления на случай его нарушения; - приведение в готовность сохранившихся формирований ГО после нападения противника; - силы и средства для ведения СНАВР после внезапного нападения противника и т.д. К плану прилагают: - календарный план основных мероприятий; - план мероприятий по защите рабочих и служащих и организации СНАВР; - расчет укрытия рабочих и служащих; - расчет на проведение эвакомероприятий; - план-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости объекта в военное время; - расчет состава сил и средств ГО; - расчет обеспечения рабочих и служащих СИЗ; - схему управления, связи, оповещения и др. План-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости работы объекта в военное время — одно из основных приложений к плану ГО объекта. В нем отражают основные мероприятия по переводу объекта на работу в условиях военного времени, их объем, порядок выполнения, лиц, ответственных за выполнение намеченных мероприятий. План-график должен быть разработан таким образом, чтобы каждый специалист объекта четко знал, за выполнение каких мероприятий он несет ответственность, в каком объеме и в какие сроки выполняется это мероприятие. Все мероприятия плана-графика охватывают четыре основных раздела: - защиту населения и работников объекта; - подготовку объекта к работе в условиях применения противником ОМП; - подготовку к восстановлению разрушенного производства; - повышение устойчивости управления производством. В первый раздел входят: - вопросы подготовки имеющихся защитных сооружений к укрытию населения; - строительства недостающих защитных сооружений и приспособления подвалов, погребов под ПРУ; - пополнения запасов СИЗ и изготовления простейших средств защиты органов дыхания. Указанные мероприятия выполняют в первую очередь и в самые сжатые сроки. Основными мероприятиями второго раздела являются: - подготовка недостающих помещений и других сооружений с учетом требований ГО по защите животных, продуктов животноводства, растениеводства, водоисточников; - пополнение запасов топливно-энергетического хозяйства, средств обеззараживания, ветеринарного имущества и др.; - создание запаса укрытых кормов на территории животноводческих ферм, продуктов питания, сырья и полуфабрикатов в цехах; - перевод котельных с мазутного топлива на дрова; - создание резерва ГСМ, семян различных культур в объеме 25—30% годовой потребности; - подготовка площадки для ветеринарной обработки пораженных животных, полевого убойного пункта; - пополнение запасов соли и тары для засолки мяса; - подготовку консервных цехов для переработки продуктов животноводства и растениеводства и т.д. В третьем разделе рассматривают вопросы размещения производства и приведения в готовность сил и средств ГО. На подготовку сельскохозяйственной техники, создание запасов строительных материалов и запасных частей для ремонта сельскохозяйственной техники и оборудования отводится более продолжительное время, чем мероприятиям первого и второго разделов. В четвертый раздел включают мероприятия по подготовке к работе пункта управления, оборудованию средствами связи защитных сооружений и т.д. Мероприятия этого раздела должны проводить в самые короткие сроки, за исключением закладки на пунктах управления запаса продовольствия и медикаментов. Влияние обстановки на планирование мероприятий ГО Подготовка объекта народного хозяйства к защите от воздействия ОМП во многом зависит от той обстановки, которая может сложиться \ на объекте и в районе его расположения, а также важности объекта и характера его производственной деятельности. Если объект расположен в районе, по которому возможно нанесение противником ядерного удара, и может оказаться под воздействием всех поражающих факторов ядерного взрыва, причем объект должен продолжать производственную деятельность, то в этом случае необходимо запланировать мероприятия, обеспечивающие его устойчивую работу. На объектах, которые могут оказаться лишь в зонах радиоактивного, химического и бактериологического (биологического) заражения, соответствующие мероприятия планируют с учетом этих зон. Если объект переносит свою производственную деятельность в загородную зону, то все мероприятия планируются с таким расчетом, чтобы объект начал ритмично и устойчиво работать в загородной зоне. Исходя из этого и определяются основные задачи ГО объекта. План мероприятий ГО при угрозе нападения План ГО объекта народного хозяйства является программой осуществления, защитных и спасательных мероприятий. В нем четко определяются, кто, в какие сроки и что должен сделать с учетом местных условий и особенностей объекта, а также возможных изменений обстановки. Разработанный в мирных условиях план позволяет целеустремленно и организованно решать задачи ГО в сложных условиях военной обстановки, а также в случаях возникновения крупных аварий, катастроф или стихийного бедствия. В плане ГО объекта планируются мероприятия по защите колхозников, рабочих, служащих и членов их семей. При этом учитывается важность и особенность производственной деятельности объекта. Если объект продолжает работу, то инженерная защита планируется по месту работы в ПРУ и простейших укрытиях, рассчитанных по вместимости на укрытие всего населения, постоянно проживающего и прибывшего из города. В случае недостатка ПРУ планируется их строительство с привлечением населения местного и прибывшего из города в период проведения эвакуации и после ее завершения. Противорадиационная и противохимическая защита колхозников, рабочих, служащих и членов их семей довольно подробно отражается в плане ГО объекта. Наряду с порядком обеспечения руководящего состава, личного состава формирований, колхозников, рабочих, служащих и членов их семей средствами противорадиационной и противохимической защиты и их проверкой на исправность планируется организация радиационной и химической разведки; определяются режимы радиационной защиты колхозников, рабочих, служащих и членов их семей (в цехах, отделах, бригадах, на фермах), порядок проведения дозиметрического и химического контроля заражения территории, людей и техники, а также организация обеззараживания территории объекта, техники и санитарной обработки людей. При планировании организации и проведения эвакомероприятий указывают порядок получения распоряжения на эвакуацию и оповещение рабочих, служащих о начале проведения эвакомероприятий. Определяют порядок прибытия и приема городского населения, количество прибывающих, порядок их доставки и размещения по населенным пунктам, обеспечение защитными сооружениями. Планируют необходимое количество транспортных средств для подвоза городского населения с промежуточных пунктов эвакуации (ППЭ) и к населенным пунктам для размещения. Предусматривается укрытие людей по сигналу оповещения «Воздушная тревога!» на приемных эвакуационных пунктах. При планировании мероприятий по подготовке объекта к устойчивой работе в экстремальных условиях рекомендуется предусмотреть помимо мероприятий по защите населения мероприятия по надежной защите животных, продуктов животноводства, кормов, водных источников, растений и продуктов растениеводства, технологического оборудования, созданию и укрытию запасов материальных средств и технической документации, повышению физической устойчивости зданий, сооружений и систем энерго-, водо-и газоснабжения, разработке упрощенных технологических процессов. На случай поражения объекта ядерным оружием предусматриваются создание формирований для проведения СНАВР, порядок приведения их в готовность и выдвижения на объект работ. Для проведения СНАВР определяют участки ведения работ, силы и средства для каждого участка, старших командиров на каждом участке, состав эшелонов и количество смен, порядок использования формирований после проведения СНАВР. При планировании мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф предусматривают организацию оповещения рабочих и служащих работающей смены, формирований и населения ведомственных домов об угрозе возникновения или возникших авариях и стихийных бедствиях. Обычно для этого предусматривается использование сети внутреннего радиовещания, телефонной и диспетчерской связи. Предусматриваются мероприятия по организации и проведению эвакуации колхозников, рабочих, служащих и членов их семей, указываются маршруты и пункты эвакуации, порядок выдачи средств индивидуальной защиты личному составу формирований, колхозникам, рабочим, служащим. Определяются силы и средства для проведения работ по ликвидации последствий крупных аварий и катастроф, порядок управления, силы и средства связи, обеспечивающие управление. При внезапном нападении противника предусматривается порядок доведения до колхозников, рабочих, служащих и членов их семей сигнала оповещения ГО «Воздушная тревога!», а также используемые для этого силы и средства и порядок безаварийной остановки производства. Подробно планируют вопросы укрытия колхозников, рабочих, служащих и членов их семей, а также населения жилого сектора. После нанесения противником ядерного удара предусматриваются: уточнение обстановки; дополнительные меры по защите рабочих, служащих и членов их семей (режимы радиационной защиты, вывод людей в менее опасные районы, обеспечение средствами индивидуальной защиты за счет сохранившихся запасов объекта); организация и проведение СНАВР силами сохранивших боеготовность формирований и трудоспособной части рабочих, служащих и членов их семей. Вопросы обеспечения мероприятий ГО планируют в виде постановки задач штабу, службам и формированиям ГО с учетом производственной особенности объекта по периодам готовности гражданской обороны, Рекомендуется планировать следующие основные виды обеспечения. Разведка. Определяют и планируют задачи, силы и средства разведки, порядок ее ведения по периодам готовности ГО, сроки и порядок докладов на пункт управления результатов разведки. Разрабатывается план разведки объекта. Транспортное обеспечение. Планируют использование имеющегося транспорта на объекте для выполнения задач ГО: укомплектования формирований ГО; обеспечения строительства защитных сооружений; подвоза имущества ГО и материальных средств; обеспечения эвакомероприятий; проведения спасательных работ; ликвидации последствий стихийных бедствий и крупных производственных аварий. Материальное и техническое обеспечение. Предусматривают и планируют: количество и вид материалов, необходимых для дооборудования и строительства недостающих защитных сооружений; порядок обеспечения укрываемых людей продуктами питания, водой и медикаментами; порядок и сроки выдачи табельного имущества формированиям ГО, средств индивидуальной защиты населения, изготовление простейших средств защиты органов дыхания; выдачу материалов и имущества для обеспечения устойчивого функционирования объекта; порядок обеспечения эвакуированного населения продуктами питания и предметами первой необходимости; порядок и место заправки автотранспорта ГСМ, а также ремонта техники и силы, необходимые для этого. При ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф планируют: Организацию питания личного состава формирований ГО и пострадавшего населения. Порядок заправки ГСМ техники и ее ремонт. Гидрометеорологическое обеспечение — кто и в какое время определяет данные о направлении и скорости приземного ветра, температуре воздуха и почвы, а также данные о среднем ветре и прогнозе метеоусловий. Противопожарное обеспечение — определяют неотложные инженерно- технические мероприятия по повышению противопожарной устойчивости объекта; порядок приспособления сельскохозяйственной техники для целей пожаротушения, силы и средства для локализации и тушения очагов пожаров. Силы, средства и места их развертывания для локализации и тушения пожаров. Обеспечение общественного порядка — планируют усиление охраны на наиболее важных производственных подразделений и сооружений, приемных эвакопунктов, пунктов высадки и других мест скопления; людей, а также регулирование движения на важных маршрутах. При ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф определяют районы оцепления, порядок охраны материальных ценностей и личного имущества граждан, а также регулирование движения на маршрутах эвакуации населения. Управление ГО объекта Планируют организацию оповещения руководящего состава и населения по сигналам ГО, а также средства оповещения. Определяют порядок приведения пункта управления в готовность и его занятия боевым расчетом, порядок и время введения круглосуточного дежурства, обеспечение пункта управления продуктами питания, средствами связи и необходимым оборудованием, а также порядок связи с населенными пунктами, производственными подразделениями, эвакоорганами и порядок восстановления связи при ее нарушениях. В плане предусматриваются организация управления формированиями ГО при ликвидации последствий применения противником современных средств поражения непосредственно на объекте, а также мероприятия по восстановлению нарушенного управления. Планируют организацию управления при ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф с учетом видов стихийных бедствий, характерных для данного района и особенностей ведения сельскохозяйственного производства. Помимо этого на объекте народного хозяйства в качестве самостоятельного документа составляют план партийно-политической работы до выполнению намеченных мероприятий. Его разрабатывает и утверждает на своем заседания партийный комитет (партбюро) объекта. Во вступительной части плана формулируют общие задачи партийно-политической работы и воспитания у населения высокой психологической стойкости. Затем излагают мероприятия, проводимые при угрозе нападения противника, в процессе ведения спасательных работ в очагах поражения и в зонах стихийных бедствий. Планируют мероприятия по поддержанию у личного состава формирований высокой организованности, непреклонной решимости точно и в срок выполнять поставленные перед ними задачи (мероприятия), по строгому соблюдению мер безопасности при проведении спасательных работ. Необходимо также уделить внимание сохранению сил личного состава, своевременному питанию, отдыху людей и соблюдению ими установленного режима работы. Намечают и мероприятия по разоблачению вражеской пропаганды, борьбе с распространителями ложных и провокационных слухов, по пресечению паники, мародерства и других аморальных явлений. В плане предусматривают расстановку коммунистов по подразделениям, проведение инструктажей, собраний, руководство комсомольской организацией, выпуск боевых листков, проведение политических информации. Важно предусмотреть широкую пропаганду примеров мужества и мастерства командиров и личного состава формирований при проведении мероприятий ГО. Заключение Планирование и осуществление ряда мероприятий ГО на объектах народного хозяйства еще в мирное время создают благоприятные условия для их устойчивой производственной деятельности в военное время. Основные мероприятия ГО отражаются в плане ГО объекта народного хозяйства. План ГО — это документ, определяющий объем, организацию и порядок осуществления мероприятий по приведению ГО в установленные степени готовности и по выполнению возложенных на нее задач и военное время. План ГО объекта народного хозяйства разрабатывается текстуально, а приложения к нему — графически и в виде таблиц. Содержание планируемых мероприятий согласуется с мероприятиями производственного плана объекта. Планируют мероприятия ГО в мирное время, по все они разрабатываются на военное время. Документы плана ГО должны отвечать определенным требованиям. Реальность планирования — важнейшее условие, обеспечивающее выполнение намеченных мероприятий ГО. В плане ГО объекта следует отражать только реальные, научно обоснованные мероприятия с учетом обстановки, которая может сложиться после применения противником ОМП, и на основании этого определять потребное количество сил и средств ГО для ликвидации последствий нападения, а также мероприятия, обеспечивающие восстановление производственной деятельности объекта. Документы плана ГО объекта необходимо разрабатывать полно и обоснованно, так как максимально надежная защита людей и материальных ценностей от воздействия современных средств поражения противника и восстановление производственной деятельности с минимальными затратами сил, средств и времени возможны только при проведении комплекса специальных, заблаговременно спланированных мероприятий; в противном случае могут быть неоправданные потери людей, материальных ценностей, что весьма затруднит восстановление и ведение производства. Краткость документов планирования ГО необходима для удобства их использования ими в военное время. Количество мероприятий ГО, которые необходимо спланировать, настолько велико, что даже самое краткое их письменное изложение составило бы многостраничный материал. Все это значительно затруднило бы пользование ими в условиях напряженной, сложной и быстро меняющейся обстановки военного времени. Все основные мероприятия по защите людей, оборудования, сырья и производимой продукции, ликвидации последствий применения противником современных средств поражения, восстановлению производственной деятельности объекта необходимо планировать с учетом времени. Игнорирование этого требования может привести к необоснованным потерям людей и материальных ценностей. Документы планирования ГО на объекте народного хозяйства согласовываются со штабом ГО района или города. Согласование состоит главным образом в уточнении вопросов управления, взаимодействия и обеспечения. При планировании ГО необходимо широко использовать соответствующие исходные данные и справочные материалы. Следует проявлять творчество; нельзя допускать шаблона, схематизма, поверхностного и необоснованного подхода при планировании. Список использованной литературы - «Наставление по организации и ведению гражданской обороны на объектах народного хозяйства».Воениздат,1990г. - Акимов Н.И, Ильин В.Г. Гражданская оборона на объектах сельскохозяйственного производства. М.: «Колос», 1984. - Атаманюк В.Г. и др. «Гражданская оборона». М.: «Правда», 1986. - Баленко Е.Д. «Лекции по гражданской обороне».Досааф,1989г. - Гражданская оборона на объектах агропромышленного комплекса. Под редакцией Николаева Н.С., Дмитриева М.И. М.: ВО «Агропромиздат», 1990. |
|