На главную

Фотография


Фотография

ИНСТИТУТ ДИСТАНТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Специальность: ЖУРНАЛИСТИКА

Дисциплина: фотожурналистика

Контрольная работа №2

Студент – Шарова Дарья Сергеевна (2 курс)

Ярославль

2002

1. С какого времени и почему фотография стала более широко использоваться

в периодических печатных изданиях, что, по сути, явилось началом

журналистики?

Фотографии для журналов гравировали, это усложняло процесс

тиражирования, именно поэтому их мало использовали в полиграфии.

Лишь в конце 70-х, начале 80-х гг. XIX в., когда в полиграфии появятся

новые виды воспроизведения фотоснимков (фототипия, цинкография),

порожденные самой же фотографией, фотографии все чаще и чаще стали

появляться в массовой печати.

Фототипия- Способ плоской печати со стеклянной или металлической

зерненой пластины, покрытой светочувствительным слоем, на которую

фотографическим путем наносится воспроизводимое изображение. При печатании

краской смачиваются только печатающие элементы. Второе значение - оттиск,

полученный с такой пластины[1].

Цинкография- Один из видов изготовления репродукционных форм высокой

печати. Он позволяет полученные с изооригиналов, в том числе сделанных

фотоспособом, негативы копировать на покрытую светочувствительным слоем

цинковую пластину, а затем посредством травления кислотой незадубленных при

копировании пробельных элементов получать цинкографские клише[2].

2. Дайте определения информационным жанрам фотожурналистики.

К информационным жанрам журналистики относятся фотоинформация,

фоторепортаж, фотоиллюстрация:

Так, в основе фотоинформации лежит единичный факт, сообщение о котором

призвано лишь показать зрителю и читателю, где, когда, и с какими первыми

последствиями он случился. Фотоинформация - наиболее оперативная форма

отображения положительных и отрицательных сторон действительности. Это та

форма ее фиксации, которая ранее других выделилась в особый жанр

фотожурналистики.

Фоторепортаж - более развернутое коммуникативное действие,

направленное коммуникатором (фоторепортером, журналистами, органом СМИ) на

зрителя и читателя, с целью освещения многосоставного события. Фоторепортаж

может состоять из серии снимков, рисующих событие в фазах его изменений,

его поступательного или динамического развития, а может быть, и с показом

прогрессирующих или регрессирующих в отношении человека последствий.

Фотоиллюстрация - вторичный по отношению к тексту визуальный жанр

отображения действительности, дающий ее зримый образ на момент

осуществления вербального коммуникативного действия.

3. Дайте определения публицистическим жанрам фотожурналистики.

К художественно-публицистическим жанрам в теории и практике

фотожурналистики чаще всего относят фотозарисовку, фотоочерк, фотопортрет,

фотоплакат, фотосериал, фотомонтаж, фотоколлаж.

Фотозарисовка - предтеча фоторепортажа. Как отмечает С. Морозов,

истоки жанра обнаруживаются в истории отечественной фотографии и связаны с

социальной фотографией. Такое понятие и вид съемки возник после выхода

фотографов из павильона и начала съемок "под жизнь", с ее социальными

контрастами и противоречиями. Первые фотозарисовки "с натуры" - это серия

фотографий нижегородца М. Дмитриева: быт бурлаков, босяков, странников,

крестьян. Уже в его произведениях проявилась основная типологическая черта

жанра: не строгое документирование деталей "дна жизни", а создание

жизнеутверждающего настроения, попытки вызвать романтическое восприятие

действительности путем создания импрессионистских эффектов, заимствованных

из живописи.

Фотоочерк - жанр фотожурналистики, отличающийся пристальным вниманием

к человеку, "очерчивающий" основные этапы его судьбы, круг встающих перед

ним проблем. Очерк может создаваться о том или ином коллективе, общности

людей, о проблемах перед ними встающих и ими разрешаемых, о путешествиях,

ими совершаемых. Отсюда и разновидности фотоочерка как жанра: портретный,

проблемный и путевой.

Фотомонтаж, фотоплакат и фотоколлаж - это такие жанры

фотожурналистики, которые объединяет соединение в одном кадре (в одной

картинной плоскости) нескольких сюжетов с целью достижения определенного

художественного и пропагандистского эффекта. В фотомонтаже эти сюжеты

выполнены фотоспособом, в фотоколлаже и фотоплакате - синтетическим

изобразительным способом, с помощью рисунка, компьютерной графики. Все эти

жанры синтетические, в них активно работают как визуальное изображение, так

и емкий, экспрессивный вербальный текст.

4. Охарактеризуйте такие виды тиражирования фотоснимков, как фотогравюра,

фототипия, фотолитография.

Фотолитография - вид графического искусства. Основан на

литографическом способе печатания с применением фотографии, когда камень

для получения исходного изображения покрывается светочувствительным слоем.

Получила широкое распространение после открытия фотографии в 1839 г. и до

изобретения цинкографии в 80-х гг. XIX .Второе значение - оттиск с

фотолитографской печатной формы .

Фототипия - способ плоской печати со стеклянной или металлической

зерненой пластины, покрытой светочувствительным слоем, на которую

фотографическим путем наносится воспроизводимое изображение. При печатании

краской смачиваются только печатающие элементы. Второе значение - оттиск,

полученный с такой пластины.

Гравюра - (фр. gravure). Вид графического искусства, в котором

изображение является печатным оттиском выпуклого или углубленного рисунка,

выполняемого различными приемами гравирования на поверхности пластины

("доски"). Второе значение - сама пластина или оттиск с нее. Нередко к

гравюре относят и литографию ("плоская" гравюра).

Фото-тинто-гравюра - фотоживописный, наиболее распространенный способ

тиражирования фотографий городских видов и жанровых сцен во второй половине

XIX в.

5. Каковы были первые основные направления использования фотографии?

Дальнейшие тенденции сохранения и использования изображения

развивались по нескольким направлениям. Это, во-первых, применение

фотографии в качестве памятного исторического документа, во-вторых -

включение ее в арсенал научного инструментария и доказательства. Но самым

интенсивным образом светопись стала развиваться в области бытового и

исторического портрета, а также, ввиду кажущейся прогрессивности по

сравнению с живописью, как альтернатива произведениям изобразительного

искусства. Эти направления фотографии особенно важно различать в начальный

период ее истории, когда между некоторыми из них трудно было провести

четкую границу. Например, видовая фотосъемка географов, этнографов,

репортеров-путешественников нередко выполняла не только свои

естественнонаучные функции, но и имела эстетический характер, а со временем

становилась историческим документом. То же можно сказать об индивидуальных

и групповых фотопортретах, снятых в частных, бытовых целях, но становящихся

со временем научным и документальным свидетельством эпохи.

6. Назовите жанры фотожурналистики, ведущие свое происхождение

а) от жанров изобразительного искусства;

Живопись, в свою очередь, подразделяется на монументальную и

станковую, а последняя - на станковую картину, пейзаж, портрет, натюрморт.

Графическое искусство имеет свои жанры - рисунок, плакат, карикатуру,

книжную иллюстрацию, промышленную и оформительскую графику.

Фотоискусство при своем зарождении использовало не только принципы

отображения действительности, веками складывавшиеся в изобразительном

искусстве, но и его жанры. Есть в фотожурналистике и свои "монументальные

полотна" - развороты в газетах и журналах, посвященные как социальной

тематике, так и рекламно-развлекательной. Есть пейзажи, портреты,

натюрморты.

б) от жанров литературы;

В литературе как виде художественного творчества, виде деятельности,

наиболее близком к журналистике, исторически определились и существуют

такие жанры:

. рассказ, повесть, роман (относятся к эпическому роду);

. драма, комедия, трагедия (относятся к драматическому роду);

. поэма, баллада, элегия, ода, лирическое стихотворение (относятся к

лирическому роду).

в) от жанров риторики и журналистики.

Но, если говорить о видовой и родовой сущности фотожурналистики (не

фотоискусства!), она, конечно, ближе журналистике. А в журналистике есть

еще и такие жанры, как информация, информационная заметка, репортаж, очерк,

комментарий, эссе, фельетон, памфлет. И со всеми этими жанрами в прямой и

непосредственной связи находится фототворчество, фотожурналистика.

7. Перечислите основные отличия жанрового воплощения социально-

экономических тем в советской и постсоветской фотожурналистике.

Это знак времени - постоянная публикация подобных очерков в разного

рода изданиях. В советские годы к чистильщикам обуви пресса не нисходила.

Но историки журналистики отмечают, что так называемая социальная

фотография, социальный очерк и фотоочерк от бурной патетики советских лет в

последние годы спикировал до постоянного освещения определенных слоев

общества, самого его "дна", криминальных, асоциальных групп и личностей.

Мотив скандала, эпатажа, насилия, "клубничики" в лучших (то есть худших)

традициях буржуазной прессы, которые еще 10 лет назад нещадно

критиковались, постоянно присутствует в самых респектабельных, а тем более

- в "желтых" изданиях. Это драма сегодняшнего дня, сегодняшнего фотоочерка.

Альтернативой ему является тема жизни высших слоев постсоветского

социума, политической, финансовой, коммерческо-художественной элиты.

Последнее определение относится не к народным артистам (многие из них

оказались чуть ли не на социальном дне), а к новой генерации деятелей поп-

и шоубизнеса, разнообразных проявлений массовой культуры. Основная доля

портретных, очерковых, жанровых снимков, публикуемых в современной

российской прессе падает именно на эти слои общества. Открыты и открываются

"глянцевые" журналы, основная функция которых - рассказ об известных лицах

и персонах, так называемых VIP (журналы "Профиль", "Караван истории" и

др.).

8. Назовите известных отечественных и зарубежных мастеров фоторепортажа.

Фоторепортаж - более развернутое коммуникативное действие,

направленное коммуникатором (фоторепортером, журналистами, органом СМИ) на

зрителя и читателя, с целью освещения многосоставного события. Фоторепортаж

может состоять из серии снимков, рисующих событие в фазах его изменений,

его поступательного или динамического развития, а может быть, и с показом

прогрессирующих или регрессирующих в отношении человека последствий.

Фоторепортаж может вылиться и в один, репортажный снимок. Репортаж может

быть и серией репортажных снимков, отражающих как одно событие, так и

узловые моменты ряда событий. Это может быть ряд последовательных или,

наоборот, хаотических, событий, объединенных одной темой из области

непознанного, неосвоенного еще данной категорией зрителей и читателей.

Феномен такого фоторепортажа получил особенно широкое распространение в

прессе постсоветской России. В достаточно короткий промежуток времени на

страницы газет, журналов и книг хлынула информация из всех областей

человеческого знания и незнания, человеческой деятельности и

недеятельности, окружающей человека естественной и неестественной природы.

Первые репортажные снимки с места событий появились в европейских

газетах в середине XIX века, - отмечает исследователь фотопублицистики Г.

Чудаков (Г. Чудаков, 1988). Их авторов называли "злободневными

фотографами". Среди них самым известным был уже упоминавшийся в первых

лекциях англичанин Роджер Фентон. Он прославился как светописец Крымской

войны. Широкую известность получил также военный репортер Мэтью Бреди,

показавший суровую и жестокую правду гражданской войны в Америке.

В России фоторепортаж как жанр появился и стал развиваться по форме

и по содержанию в 70-е годы XIX века. В основном он поступал читателям и

зрителям в публикациях журнала "Всемирная иллюстрация", затем

иллюстрированных журналов "Стрекоза" и "Нива". Широко известным

фоторепортером конца XIX - начала XX в. стал Карл Булла. Его по праву можно

считать родоначальником отечественного фоторепортажа.

9. Каковы жанровые особенности фотоочерка?

Фотоочерк - жанр фотожурналистики, отличающийся пристальным вниманием

к человеку, "очерчивающий" основные этапы его судьбы, круг встающих перед

ним проблем. Очерк может создаваться о том или ином коллективе, общности

людей, о проблемах перед ними встающих и ими разрешаемых, о путешествиях,

ими совершаемых. Отсюда и разновидности фотоочерка как жанра: портретный,

проблемный и путевой.

Это знак времени - постоянная публикация подобных очерков в разного

рода изданиях. В советские годы к чистильщикам обуви пресса не нисходила.

Но историки журналистики отмечают, что так называемая социальная

фотография, социальный очерк и фотоочерк от бурной патетики советских лет в

последние годы спикировал до постоянного освещения определенных слоев

общества, самого его "дна", криминальных, асоциальных групп и личностей.

Мотив скандала, эпатажа, насилия, "клубничики" в лучших (то есть худших)

традициях буржуазной прессы, которые еще 10 лет назад нещадно

критиковались, постоянно присутствует в самых респектабельных, а тем более

- в "желтых" изданиях. Это драма сегодняшнего дня, сегодняшнего фотоочерка.

Альтернативой ему является тема жизни высших слоев постсоветского

социума, политической, финансовой, коммерческо-художественной элиты.

Последнее определение относится не к народным артистам (многие из них

оказались чуть ли не на социальном дне), а к новой генерации деятелей поп -

и шоубизнеса, разнообразных проявлений массовой культуры. Основная доля

портретных, очерковых, жанровых снимков, публикуемых в современной

российской прессе падает именно на эти слои общества. Открыты и открываются

"глянцевые" журналы, основная функция которых - рассказ об известных лицах

и персонах, так называемых VIP (журналы "Профиль", "Караван истории" и

др.).

Выражая законченную авторскую мысль, сюжет фотоочерка всегда завершен

на жизнеутверждающей или драматической ноте, чем этот жанр сближается с

произведениями литературы и искусства. Соотношение факта и образа в

отражении реальности, использование при этом соответствующих

изобразительных средств, особенно применительно и к жанру репортажа, и к

жанру очерка.

Для жанров фоторепортажа и фотоочерка характерна одна и та же

типологическая общность - многокадровый изобразительный ряд.

10. Дайте определение жанрам фотомонтажа и фотоколлажа, назовите имена их

основоположников.

Фотомонтаж и фотоколлаж - это такие жанры фотожурналистики, которые

объединяет соединение в одном кадре (в одной картинной плоскости)

нескольких сюжетов с целью достижения определенного художественного и

пропагандистского эффекта. В фотомонтаже эти сюжеты выполнены фотоспособом,

в фотоколлаже - синтетическим изобразительным способом, с помощью рисунка,

компьютерной графики. Все эти жанры синтетические, в них активно работают

как визуальное изображение, так и емкий, экспрессивный вербальный текст.

Чаще всего эти жанры фотожурналистики используются для придания

сообщениям о фактах и явлениях действительности, имиджам тех или иных

непопулярных политиков, комического и сатирического эффекта. Основоположник

и классик жанра фотомонтажа - Джон Хартвильд. Он разрабатывал

преимущественно антивоенную, антифашистскую тематику. Основоположник жанра

коллажа в изобразительном искусстве (с использованием фотографии) -

художник Макс Эрнст.

Литература:

1. Диск ИДО РУДН: Хрестоматия версия 1 и 2.

2. Диск ИДО РУДН версия 2 и 3.

3. Интернет сайты: www.photographer.ru, www.photoweb.ru,

www.photo.ru, www.goo.ru, www.torama.ru

-----------------------

[1] 8A: - # 25@A8O 3. $>B>6C@=0;8AB8:0- !;>20@L B5@2.

[2] 8A: - # 25@A8O 3. $>B>6C@=0;8AB8:0- !;>20@L B5@2.Диск ИДО

РУДН версия 3. Фотожурналистика- Словарь терминов.

[3] Диск ИДО РУДН версия 3. Фотожурналистика- Словарь терминов.

© 2010